Полузащитник «Динамо» Денис Гармаш сравнил волнение на футбольном поле и при защите диплома, обозначил причины ничьей с «Карпатами», рассказал о сегодняшнем отношении к Юрию Ваксу и пообещал обязательно дочитать «Трех мушкетеров».Полузащитник «Динамо» Денис Гармаш сравнил волнение на футбольном поле и при защите диплома, обозначил причины ничьей с «Карпатами», рассказал о сегодняшнем отношении к Юрию Ваксу и пообещал обязательно дочитать «Трех мушкетеров».
— Первым делом, Денис, примите поздравления: недавно вы защитили диплом на кафедре менеджмента и экономики университета физвоспитания или, по-старому говоря, инфиза. Теперь к вам, видимо, следует обращаться «господин магистр»?
— (Смеется.) Да нет, чего там. Можете по-прежнему называть меня по имени. Я не против. Диплом же действительно защитил, а что будет дальше — как говорится, поживем, увидим.
— Поступите в аспирантуру?
— Пока не решил. Сейчас актуальнее другие вопросы: «Динамо» сражается за чемпионство и победу в Кубке Украины. А над тем, становиться ли аспирантом, подумаю после сезона.
— Дипломы вам с Андреем Богдановым, защитившимся на тему «Маркетинг футбольных клубов как средство привлечения зрителей», должны были, кажется, вручить в прошлую пятницу, но вы готовились к матчам чемпионата. Когда планируете заглянуть в инфиз за «корочкой»?
— Будет время — обязательно заеду. Но вряд ли в апреле: нам среди недели вписали пропущенные туры, и игровой график серьезно уплотнился.
— Тема диплома выбрана вами простенько, но со вкусом — «Лицензирование в профессиональном футболе». Почему решили защищаться именно по ней?
— Потому что владею на этот счет достаточной базовой информацией. Оставалось дополнить знания кое-какими деталями.
— Консультировались со специалистами?
— Нет, до всех тонкостей доходил сам. Плюс — искал информацию в интернете. Там сейчас при желании можно найти что угодно — хоть секрет создания водородной бомбы.
— Вы тут недавно признались, что очень волновались во время семиминутного доклада, который слушали три десятка специалистов...
— Ну, специалистов было меньше — человек восемь или десять. Остальные — это ребята из нашей группы, которым тоже предстояло защищать дипломы. Все прошло спокойно, без лишнего ажиотажа: староста объявил, что отсутствующих нет, все готовы, после чего мы стали подниматься на кафедру и зачитывать доклады.
— Кроме вас с Богдановым в группе были известные спортсмены?
— Футболистов точно не было. А из остальных видов — может, я кого-то просто в лицо не знаю.
— Волнение при защите диплома сравнимо с тем, что бывает на футбольном поле?
— Есть сходство. Предстартовая тревога, напряжение первых минут. В игре в первую четверть часа всегда присутствует волнение — независимо от того, кто соперник. Даже если гоняешь дыр-дыр во дворе, о результате не забываешь. Но проходит 15 минут — и ты уже просто играешь в футбол. Так и во время защиты: половину доклада читал, волнуясь, а потом — почувствовал себя абсолютно в своей тарелке.
— А какие эмоции переживали во время и после окончания матча с «Карпатами»?
— Когда вели в счете — был рад, когда пропускали — расстраивался и с новыми силами шел в атаку. А после игры, вы сами видели, никакого настроения уже не было.
— Был ли разбор полетов в раздевалке?
— Был разговор — недолгий, но по делу. Тренер сказал, что мы сами виноваты. Ладно, при первом голе мяч отскочил — бывает, но сколько своих моментов мы не использовали!
— Многие теперь винят в неудачном результате Рыбку.
— Да я не сказал бы, что один Саша виноват. Ничья эта, соглашусь, для нас равнозначна поражению, но проигрывает и побеждает, как правило, не отдельный футболист, а вся команда. Мы после матча Рыбку не критиковали. Что толку: он и сам понимает, что мог сыграть лучше. Но понимаем и мы: для победы нужно забивать хотя бы на гол больше, чем пропускаешь.
— У вас самого был реальный шанс, когда вратарь «Карпат» взял мяч в руки после передачи своего игрока, и судья назначил свободный удар. Но вы после паса Ярмоленко попали в «стенку».
— Там неразбериха возникла. Судья не заметил, что наши соперники, стоявшие в «стенке», придвигались к мячу все ближе и ближе — о девяти метрах в результате и речи не было. К арбитру апеллировать не могли: он настойчиво потребовал пробивать — вот и пробили...
— Есть мнение, что информация о результате полтавского матча сослужила вам недобрую службу — команда то ли расслабилась, то ли перегорела.
— Не соглашусь: мы на любую игру выходим, настраиваясь на победу. Особенно теперь, когда каждое очко на вес золота. Сказать, что именно помешало нам во Львове, сейчас очень трудно. Наверное, просто следовало использовать свои моменты и не пропускать нелепые голы. Плюс — надо было сразу разобраться в избранной «Карпатами» тактике — забрасывать мяч на Гладкого. Накрыли бы этого игрока — уже было бы полегче.
— Согласны, что львовская ничья заметно осложнила шансы «Динамо» на чемпионство?
— Очки, мне кажется, все еще будут терять. Жаль только, что не воспользовались реальным шансом сократить отставание от «Шахтера». Было бы не четыре очка, а два — и победа над горняками в ближайшем матче позволила бы уже подняться на второе место.
— С донецкой командой у вас лично особые счеты...
— Они у всех динамовцев непростые. Все ждут поединка с «Шахтером» — и я жду. С нетерпением.
— Победа могла бы стать лучшим подарком ко дню рождения, который отпразднуете в субботу?
— Постойте, разве не в воскресенье? (Задумался.) Да, точно, мы в воскресенье играем с «Ворсклой», а это — двадцатое. По дням недели я даты обычно не запоминаю: если надо — загляну в календарь (смеется).
— Как собираетесь отмечать 24-летие?
— Пока не думал. Наверное, ребята поздравят в субботу на базе, подарят футболку со своими автографами. Есть у нас такая традиция. А праздновать... Сперва надо обыграть «Ворсклу» — тогда и о дне рождения подумаю.
— С полтавской командой вам тоже будет непросто — в минувшем туре она обыграла на своем поле «Шахтер». Смотрели этот матч хотя бы в записи?
— Первый тайм видели в режиме реального времени, но потом нас позвали на установку. Что вам сказать: «Ворскла» всегда считалась сложным соперником. Нам было тяжело с ней даже на своем поле.
— Какие уроки следует извлечь «Динамо» из поражения горняков в Полтаве, но прежде — что полезного перенять у победившей «Ворсклы»?
— Думаю, перед двумя предстоящими матчами у нас как обычно будет разбор с показом видеофрагментов. Тренеры наверняка обратят наше внимание как на сильные, так и на слабые стороны соперников. Да и мы, наверное, для себя кое-какие выводы сделаем.
— Два года прошло с тех пор, как арбитр Вакс несправедливо удалил вас с поля на «Донбасс Арене». Та ситуация уже стерлась из памяти — или по-прежнему снится в кошмарных снах?
— Ну, насчет снов — это вы явно преувеличиваете (смеется). Но иногда я этот момент вспоминаю — как самую большую несправедливость в своей футбольной карьере. Мы тогда имели реальные шансы на чемпионство, которое для меня могло стать первым в карьере. Но ничего, шансы есть и теперь.
— С тех пор Вакса много раз назначали на матчи с участием «Динамо». В этом сезоне, скажем, на обе ваши встречи с «Металлистом»: в кубковой он был главным арбитром, в чемпионате — дополнительным. Если не секрет, какие эмоции испытывали, вновь с ним встречаясь?
— Да никаких! Судит себе человек и судит. Общаться с ним было необязательно — уже хорошо. Да и он, как мне показалось, особо к этому не стремился. История с удалением осталась в прошлом — нельзя же на ней настолько зацикливаться. И вообще, стараюсь не обращать внимания на судей, насколько это возможно по ходу матчей.
— Считается, что арбитры в последнее время стали работать чище...
— По крайней мере, скандалов, которыми сопровождался прежде каждый тур, у нас теперь нет. И это не может не радовать.
— Зато теперь в неудачах командам приходится винить только себя. Согласны?
— Это вообще правильный подход — искать причины в себе.
— И в завершение — вопрос не о футболе. Зимой вы рассказывали мне, что взяли почитать «Трех мушкетеров» — не в электронном, а в бумажном виде — и незаметно для самого себя проглотили первые четыреста страниц. Теперь-то, наверное, дочитали роман до конца?
— Пока нет. С тех пор, как возобновился сезон, времени на чтение практически не осталось. Но я обязательно дочитаю — мне эта книга очень понравилась...