Сергей БЕЖЕНАР: «Провел переговоры с «Торпедо», но сделал выбор в пользу «Динамо»

В середине 90-х Сергея Беженара с полным правом называли одним из лучших центрбеков страны.В середине 90-х Сергея Беженара с полным правом называли одним из лучших центрбеков страны.

Мощный, цепкий, тактически грамотный, он провел немало памятных встреч за сборную Украины и за «Динамо» в Лиге чемпионов. 8 ноября этого года в составе группы из 22-х специалистов Беженар стал дипломированным тренером, окончив курсы лицензирования ФФУ...

— Сергей, когда выпустились, получили дипломы, ваша группа как-то отметила это событие?

— Да когда было отмечать? После официальной части нам устроили разве что совместный обед в Доме футбола — после него все тут же разъехались по своим клубам.

— Вашим однокурсником был Андрей Шевченко, которого вы знали еще ребенком, когда он только начинал свои выступления за «Динамо». Тогда, почти 20 лет назад, могли предположить, что его ждет большое будущее?

— Во-первых, когда я переехал в Киев, Андрей уже являлся игроком «основы» — к тому времени он успел забить «Баварии» в Лиге чемпионов. Я был непосредственным свидетелем (чуть не сказал участником!) его первых голов в карьере гораздо раньше. Никому еще не известный Шева играл за «Динамо-2» против нашего «Днепра» в рамках Кубка Украины и сделал дубль. Когда 17-летний шкет издевается над опытными дядьками, воспринимается это болезненно. Благо тогда регламент предусматривал противостояния из двух матчей. В ответном поединке мы отомстили!..

— На нынешних тренерских курсах Андрей отличался старательностью?

— Да, лекций, кажется, не пропускал: со всеми вместе рано утром приходил и также вместе со всеми досиживал до конца занятий. И вопросы задавал интересные...

— Шева в рамках обучения проходил практику в «Челси» и «Милане». А у вас есть возможность попасть на стажировку в такие именитые футбольные клубы?

— Я знаю, что ФК «Дина­мо» регулярно отправляет своих тренеров повышать квалификацию в ведущие клубы континента — в «Аякс», например, и некоторые другие. Уверен, возможность набраться опыта у зарубежных специалистов у меня будет.

— Нынешний год можно назвать для вас успешным вдвойне — летом динамов­ская команда 16-летних под вашим руководством стала чемпионом детско-юношеской лиги Украины. Приятно вновь, как и когда-то, чувствовать себя востребованным и добиваться успеха в работе?

— То, что есть занятость, — очень хорошо, я считаю...

— Сейчас «Шахтер» является лидером украинского футбола не только на взрослом уровне, но и на детском: команды горняков практически всех возрастов лидируют в ДЮФЛ. В таких условиях выиграть золотые награды среди 16-летних — практически геройство?

— Ну почему же! Я не могу сказать, что наши команды в чем-то уступают «Шахтеру». Мы регулярно общаемся с коллегами из академии горняков, делимся опытом. Ни в одном из компонентов тренировочного процесса, не говоря уже об инфраструктуре, донетчанам не проигрываем. Это подтверждают и матчи между нашими командами в ДЮФЛ. Редко когда один из соперников выигрывает с разницей больше чем в один мяч. Есть, конечно, отличия в методике, тактике, но это нормально. У них свой стиль, у нас — свой.

— Как получилось, что после победы в финале ДЮФЛ вы больше не тренируете команду игроков 1997 года рождения?

— Этих ребят приняли другие наставники — Алексей Доценко и Олег Венглинский. У меня же новая должность — тренер индивидуальной подготовки, что подразумевает работу с игроками академии всех возрастов.

— Эта работа — более или менее интересная, чем прежняя?

— Мне нравится быть в любом амплуа, лишь бы приносить пользу академии. Сейчас в основном занимаюсь индивидуальной подготовкой защитников, обучаю их таким элементам игры, как отбор мяча, перехват, начало атаки, перестроение...

— Вспомнился советский стереотип, будто защитникам (в народе их именовали костоломами) филигранная техника просто незачем...

— Это не более чем ересь... Современные специалисты не живут подобными заблуждениями. Сейчас основная функция игрока оборонительного плана заключается в том, чтобы не просто отобрать мяч, но и мгновенно начать атаку своей команды. Это относится не только к самим защитникам, но и к вратарям. 50 процентов времени тренировок с голкиперами посвящены отработке игры ногами...

— Все технические элементы вы демонстрируете питомцам самостоятельно?

— Да, сначала надо рассказать, потом — показать на собственном примере.

— Если вспомнить вас в 16 лет, то вы в этом возрасте завоевали титул чемпиона мира среди юниоров. В 17 — стали чемпионом Европы. Нынешнее подрастающее поколение не столь одарено?

— Ну почему? Ведь выиграли же наши в 2009-м золото на домашнем чемпионате континента (U-19)! Перспектива у украинской молодежи, поверьте, есть, и очень большая! Задача у нас, тренеров, состоит в том, чтобы направить юношей в правильное русло, чему-то подучить, где-то подсказать.

— В нашу эпоху, когда у молодежи есть очень большой выбор развлечений, заинтересовать ее футболом не так-то просто?

— В советские времена тренер мог пройтись по дворам и собрать жэковскую команду довольно приличного уровня. А сейчас вы часто видите, чтобы ребята у себя под домом гоняли мяч? На первом месте у многих подростков — компьютеры. Но что делать? Стараемся убеждать подопечных в том, чтобы футболу они уделяли как можно больше времени.

— В 1987 году вы стали чемпионом мира среди юниоров, хотя на тот момент еще даже не играли за «Днепр». Значит, отдавали всего себя, и вас заметили?

— Все происходило поэтапно. Я учился в школе и выступал за любительский «Колос» из Никополя, когда наш коллектив пригласили сыграть спарринга Киеве. Во время этого матча меня заметил динамовская легенда — Федор Йожефович Медвидь, который возглавлял юношескую сборную Украины, и пригласил к себе. После этого, на турнире «Юность», я попала карандаш уже наставникам сборной команды Союза.

— Чем запомнился юни­орский чемпионат мира?

— Я помню все! У меня и диск с записью наших матчей есть. У нас был прекрасный коллектив, собранный по крупицам из всех республик. Не команда, а сказка! Одни украинцы чего стоят — Мокрицкий, Никифоров, Юра Мороз, Тимошенко, Матвеев, Заец...

— «Днепр» на вас вышел сразу после того, как взяли золото ЧМ?

— Да. Прилетел домой, еще не успел распаковать вещи, как позвонили из Днепро­петровска.

— ...И в сезоне-1988, золотом для днепрян, вы приняли участие в трех матчах. Не так уж и плохо, как для 17-летнего. Тем не менее медаль вам не полагалась..

— Да, согласно действующему тогда положению, футболист не мог претендовать на награду, если не сыграл хотя бы в 50-ти процентах поединков. Тот год мне запомнился не столько выступлением в высшей лиге чемпионата СССР, сколько еще одним юниорским первенством — на этот раз чемпионатом Европы, к которому мы готовились под руко­водством Бориса Петровича Игнатьева. Именно по этой причине пришлось часто отлучаться из клуба, и я пропустил большую часть сезона. Зато тот чемпионат континента мы тоже выиграли!

— Дедовщина существовала в «Днепре»?

— Не было никакой дедовщины — ни у днепрян, ни позже в «Динамо». Наоборот, везде чувствовал поддержку. Впервые в «Динамо» я, кстати, попал в 1989-м — проходил там армейскую службу, выступал за «дубль». К «основе», разумеется, меня, 18-летнего, и близко не под­пускали — там сплошь одни небожители выступали. Жить с ними на одной базе, заниматься рядом на одном футбольном поле уже считал для себя за счастье!

— Правда ли, что ваша знаменитая четверка — Коновалов, Максимов, Похлебаев и вы — могла переехать не в Киев, а в Москву?

— Да, лично мной интересовались многие команды, но наиболее вероятным был переход в московское «Торпедо». Уже провел с ним переговоры, но в конце концов сделал выбор в пользу Киева. У ребят тоже были разные варианты — в Москве в том числе. Но «Динамо» оказалось самым настойчивым и, к тому же, единственным клубом, который решил заполучить всех нас четверых.

— Вы в Киеве продолжали держаться вместе?

— Да, дружили. Нам даже квартиры дали всем в одном доме, на Шулявке. Я, кстати, и теперь там живу, частенько общаюсь с Женей Похлебаевым, с которым мы, как и прежде, друзья и соседи. Конечно, безумно жаль, что с ним приключилась беда — тяжелая болезнь, из-за которой он очень рано закончил карьеру и фактически стал инвалидом. Как он себя чувствует сейчас — вопрос непростой. Как и прежде, Женя много гуляет и смотрит все футбольные матчи, которые транслируют по ТВ. А с самым большим нетерпением ждет очередного поединка «Динамо».

— Вы были довольно забивным защитником — 28 голов в высшей украин­ской лиге для футболиста вашего амплуа серьезный показатель...

— Ничего удивительного в этой статистике нет. В «Днепре», да и в «Динамо» я являлся одним из штатных исполнителей стандартных положений. Пенальти я вообще бью с самого детства — еще в юношеской сборной СССР за мной была закреплена эта обязанность.

— Сезон-1995/1996 многие называют лучшим, проведенным вами в киевском «Динамо». Но, как назло, именно в том году «бело-синие» оказались вычеркнуты из международных матчей из-за пресловутого «шубного скандала»...

— Чувство сожаления по поводу утраченных в том сезоне возможностей действительно велико. В первом полугодии 1995-го команду тренировал Николай Петрович Павлов, который отлично нас подготовил, заложил сумасшедшую базу физических кондиций — коллектив был на очень хорошем ходу. В первом матче группового турнира при фантастической поддержке переполненного Ре­спубликанского стадиона мы одолели «Панатинаикос» — 1:0, и перспективы открывались очень благоприятные...

— Помните, кто и когда вам сообщил, что клуб дисквалифицируют, да еще на три года?

— На всю жизнь этот момент запомнил. Вышли на утреннюю тренировку, как всегда, с шутками, подначками. И вдруг, кажется, наш массажист Валерий Евлантьев говорит: «Ребята, беда...». Вскоре приехал президент клуба, поговорили. Он сразу сказал, что никого из игроков продавать не планируют и будут бороться за справедливость до конца. Мы потом с ребятами сами собрались, все обсудили и решили, что останемся в команде. Благо следующей весной из УЕФА пришла все-таки хорошая весть: в этой организации разобрались, что к чему, и нашу дисквалификацию отменили. Мы снова могли участвовать в Лиге чемпионов. Правда, в 1996-м и близко не смогли набрать тех кондиций, которые были за год до этого. Как следствие, матчи на евроарене провалили.

— ...А в еврокампании-1997/1998, проводимой уже под началом Валерия Лобановского, вы уже не имели столь прочного места в «основе»...

— Верно. Исключительно хорошую форму набрали Саша Головко и Влад Ващук. Правда, Влад зимой получил травму, и уже в четвертьфинальных матчах с «Ювентусом» я снова играл от звонка до звонка.

— По ажиотажу и интриге те поединки со «старой си­ньорой» чем-то схожи с недавним противостоянием Украина-Франция в плей-офф отбора ЧМ?

— Что-то общее есть. Мы на хорошем уровне провели первый матч, привезя из Турина благоприятный результат — 1:1. Однако запала на еще одни 90 минут хватило. К тому же, сказалось отсутствие игровой практики,- чемпионат страны в первых числах марта, кажется, еще не успел возобновиться. Врезалось в память, что Валерий Васильевич, зайдя в раздевалку после разгромного поражения- 1:4, произнес сакраментальную фразу: «Сегодня победил футбол».

— И все же виновные были найдены?

— Проиграла вся команда, ответственность лежала на всех исполнителях. Хет-трик Индзаги? Уже точно не вспомню, кто должен был играть против него на стандартах, но точно не я!

— Тем не менее сложилось впечатление, что крайним сделали именно вас. Имею в виду ваш скорый уход из «Ди­намо» в аренду — в полтавскую «Ворсклу»...

— Вы ведь сами сказали, что я уже не был игроком «основы». Да и контракт с динамовцами подходил к концу. Так что я не связываю свой уход с матчами против «Юве».

— Следующей записью в вашей «трудовой» стал киевский ЦСКА, куда вы попали вместе со своими экс-партнерами по «Динамо» Виктором Леоненко и Пав­лом Шкапенко. Под началом Владимира Бессонова команда пробилась в Кубок УЕФА. Один из двух голов в еврокубках вы забили именно за армейцев, и не кому-нибудь, а московскому «Локомотиву»...

— ...А перед этим еще один раз поразил ворота на международной арене в 1993-м, когда «Днепр» сражался с «Адмирой Ваккер». Австрийцам забил с пеналь­ти. А железнодорожнику Нигматуллину — дальним ударом. Мы с Леоном разы­грали штрафной, мяч удачно лег на ногу...

— И все же постдинамовская карьера у вас не очень-то сложилась — ни в одной команде вы не провели больше года.

— Что ж, так складывались обстоятельства. В «Ворскле», ЦСКА и бельгийском «Мехелене» — аренда. В турецком «Эрзурумспоре» после года выступлений мне сказали, что клуб оказался в финансовом кризисе и не может выполнять условия контракта. В новороссий­ском «Черноморце», куда я попал после этого, стал жертвой смены главного тренера, состоявшейся вскоре после моего приезда, и лимита на легионеров.

— За вашу карьеру кто из нападающих был вашим самым непримиримым соперником?

— Неприятно было играть с Леоненко — натерпелся от него, выступая за «Днепр». Витя обладал классной стартовой скоростью, хорошо открывался. Сложно было справиться с Гусейновым и Гайдашем.

— А если взять международный уровень?

— В матчах сборной Украины с немцами на себе почувствовал мощь Клинсманна и Бирхоффа. В Лиге чемпионов у всех команд — классные нападающие. В «Ньюкасле» запомнился Асприлья. И все-таки особняком, конечно, стоит Индзаги, который, играя на грани офсайда, мог запудрить мозги любому...

— Знаете, что СуперПиппо тренирует сейчас молодежный состав «Милана»? Аналогии с самим собой здесь не видите?

— Ну что сказать? Рад за Индзаги! Что касается аналогий, то неисповедимы пути Господни. Может, наши с Филиппо дороги когда-нибудь снова пересекутся. Никогда не говори «никогда»!..

Юрий Трохимчук, «КОМАНДА»

Следующая новость
Предыдущая новость

Где получить выписку из росреестра на недвижимое имущество Каперы: как выбрать надежного специалиста? Алгоритмы предсказаний и их воздействие на спортивные события МРТ Центр "Инновационная диагностика" в Киеве: Точная диагностика Особенности гранитных памятников

Последние новости