В преддверии старта ЧМ-2014 бывший главный нападающий и наставник киевского «Динамо» Олег Блохин рассказал о своем опыте участия в чемпионатах мира по футболу как в качестве игрока, так и в качестве тренера.В преддверии старта ЧМ-2014 бывший главный нападающий и наставник киевского «Динамо» Олег Блохин рассказал о своем опыте участия в чемпионатах мира по футболу как в качестве игрока, так и в качестве тренера.
ЧМ-1982
— Все рекорды — это долгий жизненный путь, поэтому сложно сравнивать их с участием в чемпионатах мира. Не было бы у меня такого долгого футбольного пути — наверное, не было бы двух первенств мира и двух Олимпиад, столько игр не сыграл бы и столько голов бы не забил. Это все — в целом, разделять нельзя.
Чемпионат мира — это очень хороший форум, престижное соревнование. Во-первых, мы отстаивали престиж страны, играли с лучшими командами, которые приезжали на чемпионаты мира. А второе — приятно было заявить о себе в составе сборной, показать, на что мы способны.
Когда я поехал на свой первый чемпионат в 1982 году, мне уже было почти 30 лет, поэтому я был зрелым игроком, и вызов в сборную, наверное, был заслуженным. Хотя волнение, конечно, было. До этого сборные СССР в течение двенадцати лет не попадали на чемпионат мира, поэтому цель была — хорошо пройти подготовку к турниру и сыграть как можно лучше.
Атмосфера на нашем первом матче с Бразилией была, конечно, колоссальной. Бразильцы были фаворитами в этой игре, многие из них уже играли в Европе. Запомнилось ужасное судейство. По-моему, испанец нас судил. Не могу сказать, что бразильцы в чем-то нас превосходили, игра была равной, но судья не назначил два пенальти в их ворота. Хоть мы и проиграли (1:2), но выглядели в том матче достойно. В следующих матчах — с Новой Зеландией (3:0), о которой мы вообще ничего не знали, и Шотландией (2:2), — было проще. С шотландцами нас устраивала ничья, мы добились нужного результата и вышли в следующий раунд.
Во втором раунде нас ждал матч на «Камп Ноу» в Барселоне. После победы над бельгийцами в игре с Польшей, наверное, была уже психологическая и физическая усталость (матч закончился вничью, 0:0). На второй тайм нас просто не хватило. В итоге, поляки прошли дальше, потому что мы обыграли бельгийцев со счетом 1:0, а они — 3:0. С другой стороны, у поляков тогда была хорошая команда.
ЧМ-1986
— Первое отличие следующего чемпионата мира, в Мексике, — разница во времени, 6 часов. Во-вторых, мы играли в Ирапуато, на высоте под 2000 метров над уровнем моря, то есть в среднегорье. Трудно было, первое время было ощущение, что кислорода не хватает, пока не адаптировались. И жара стояла, а играли мы в 12 часов дня. Ночью был дождь, утром жгло солнце, а на стадионе положили новый газон, и оттуда тянуло эту влагу. Было очень необычно.
В целом, условия на турнире были нормальные, но мы брали своего повара, потому что, когда мы приехали в Мексику еще перед чемпионатом мира, кухня, конечно, не отвечала требованиям. Все было перченое, острое — национальная мексиканская кухня.
Групповой турнир на том чемпионате мы прошли спокойно. Первая игра со сборной Венгрии вышла феерической (6:0), а далее — канадцы не представляли никакой сложности (2:0). С французами просто показать себя было интересно, потому что было понятно, что мы выходили из группы (1:1).
Мы выступали удачно, и, если бы не очередные судейские ляпы в матче 1/8 финала с Бельгией, мы должны были побеждать. Решающая игра, а нам два мяча из офсайда забили, поэтому мы не прошли в следующий круг (3:4).
ЧМ-2006
— Для игрока чемпионат мира — одно, а для тренера — совсем другое. В определенной степени опыт участия в чемпионатах мира мне помогал, я уже знал, какая обстановка будет, какой ажиотаж, что будет происходить, и пытался донести это до игроков. Хотя это все равно надо почувствовать.
Самым сложным было встряхнуть команду после поражения со счетом 0:4 от Испании, которую я считал фаворитом на том чемпионате мира. Думаю, выход в четвертьфинал ЧМ-2006 на тот момент был максимумом для сборной Украины, потому что мы чувствовали колоссальные проблемы с составом — и из-за перебора карточек, и из-за травм, и из-за выбора игроков.
Ребята были счастливы, что вошли в восьмерку сильнейших на планете, но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Четвертьфинальный матч с итальянцами запомнился, было две штанги, там Буффон творил чудеса. Проигрывая 0:1, мы могли сравнять счет, и тогда все могло повернуться в другую сторону, но в итоге проиграли, 0:3.
В любом случае, попадание в число лучших сборных на своем первом чемпионате мира — колоссальный успех, я считаю.