Надо меньше пить! ЧМ-2014. Отборочный турнир. Плей-офф

О причинах поражения сборной Украины в Париже сказано уже немало.О причинах поражения сборной Украины в Париже сказано уже немало.

Не сделан пока главный вывод. Наш футбол отстает от лучших современных образцов. Он провинциален, малопродуктивен, а потому неконкурентоспособен на высочайшем международном уровне.

На мой взгляд, именно на этот нелицеприятный, но очевидный факт и указали нам стыковые матчи ЧМ-2014.

Теперь по порядку. В спарке с французами Михаил Фоменко впервые столкнулся с острой проблемой нехватки футболистов, способных действовать пусть не на тех же скоростях, что и соперник, но по меньшей мере на сопоставимых. Если Дидье Дешаму не составило труда освежить свой состав, изменив его в том числе концептуально, то нашему тренеру, увы, ответить было нечем.

В предыдущих матчах квалификации 2013 года соперниками сборной Украины в спаренных играх были Польша и Молдова (март), Сан-Марино и Англия (сентябрь), Польша и Сан-Марино (октябрь). Провести эти поединки группой из 13-14 игроков большого труда для Фоменко не составило, но когда пришлось дважды кряду встречаться с топ-командой, он вынужден был признать поражение.

Французы и без того располагали более сильным подбором исполнителей. По сути, в каждой отдельно взятой позиции их игроки выглядели предпочтительнее (сравните, например, левых хавбеков – Рибери и Коноплянку). Чем наш тренерский штаб мог компенсировать это отставание? Разумеется, коллективными действиями, функциональной подготовкой и настроем.

И в киевском матче эта задача была решена с блеском. Но когда настало время ответного поединка, добавить к тому, что было продемонстрировано на «Олимпийском», Фоменко по большому счету уже не мог ничего, хотя и пытался (выходом Безуса). Тогда как его визави Дешам без проблем выпустил на поле полкоманды свежих игроков, в итоге и решивших исход дуэли.

Могла ли нам даже в такой ситуации улыбнуться удача? Безусловно, в футболе бывает всякое. Однако сборная Франции, надо отдать ей должное, сделала все от нее зависящее, чтобы на «Стад де Франс» никакой неожиданности не произошло. Вторую игру с Украиной она провела близко к идеалу, на полной выкладке, на скоростях, к которым наши игроки оказались попросту не готовы.

Некоторые из подопечных Фоменко, как например, Ротань, Эдмар, Ярмоленко или Зозуля, сполна выплеснулись в Киеве, не успев до конца восстановиться. Хачериди на фоне усталости и вовсе провел один из худших своих матчей в сезоне, тогда как свежие Ракицкий и Мандзюк не смогли полноценно заменить дисквалифицированных Кучера и Федецкого. Плюс ничего сверхординарного не показал Коноплянка, не оправдался и тренерский расчет на Безуса…

Для такого соперника наших минусов оказалось слишком много, и это тоже предопределило успех Франции.

Между тем, трудности сборной Украины, снова обнажившиеся в плей-офф ЧМ-2014, не явились для нас откровением. Вспомните, к примеру, эту же стадию молодежного чемпионата Европы 2011 года, когда в дуэли с Голландией после уверенной победы на выезде (3:1) подопечные Павла Яковенко едва выстояли в Киеве (0:2). Соперник проделал с нами тот же фокус, передернув состав, и едва не спасся…

Кто-то сейчас искренне допускает, что забей Безус на «Олимпийском» третий гол французам, и команда Фоменко, как и в случае с Яковенко, устояла бы. Большие сомнения у меня на сей счет. Преимущество хозяев «Стад де Франс» во вторник было столь велико, что они забили бы сколько надо!

Именно это понимание, осознание роковой неизбежности, полагаю, более всего теперь и угнетает. Многие были гораздо лучшего мнения о нашем футболе. Не хотелось бы теперь возвещать о необходимости избавления от иллюзий, но извлекать уроки, если не хотим получать столь болезненные поражения вновь и вновь, все равно придется.

Итак, главный вывод – для достижения стабильных успехов сборная должна располагать значительно большим количеством квалифицированных игроков. Тогда травма лучшего опорного хавбека страны Дениса Гармаша не будет восприниматься как невосполнимая утрата.

Что для этого нужно? Своим первым впечатлением я поделился после финального свистка Дамира Скомины, твитнув: «Франция – Украина – 3:0. Надо меньше пить... Это не о тех, кто играл, а о тех, кто не играл, хотя мог бы».

Комментарий посвящался игрокам, в силу различных причин так и не пригодившихся этой сборной: Александру Алиеву, Артему Милевскому, Богдану Бутко, Сергею Кривцову, Олегу Голодюку, Константину Кравченко, Александру Гладкому, Дмитрию Лёпе, Кириллу Петрову… Кого-то из них, в прошлом подававших немалые надежды, возможно, и не хватило Фоменко.

Текст, выросший из короткого твита, адресуется уже не только потерявшим себя футболистам, а значительно более широкой аудитории. Хотя и с тем же оздоровительным посылом.

Сентенция «сильные клубы – сильная сборная» известна давно. В наше время, когда национальные границы профессионального футбола быстро размываются, думается, она уже не вполне отражает реальное положение вещей. И все же.

Вспомните результаты «Шахтера», на базе которого комплектуется оборона сборной, в выездных матчах с дортмундской «Боруссией» (0:3) и «Байером» (0:4). Вспомните, как «Динамо» выглядело год назад в ответной игре с «Боруссией» из Менхенгладбаха (1:2), а затем в Париже против «ПСЖ» (1:4), после чего оно в Лигу чемпионов – ни ногой.

Вспомните, как «Днепр», основа нашей атаки, выглядел на поле «Наполи» в Лиге Европы, когда тот основательно взялся за дело (2:4), или в недавней встрече с «Фиорентиной» (0:2). «Металлист»? Да, он пока хорош, но сборников, помимо натурализованных Эдмара и Девича, не поставляет…

Можем оценить проблематику национальной команды и никак с не менее важной, организационной стороны. Ведь сборная – это верхушка пирамиды национального футбола, не так ли?

Но достигнут ли в этом, с виду банальном вопросе, всеукраинский консенсус? Мы же не можем отрицать, что наш футбол в лице своего самого передового отряда – профессиональных клубов – не ставит перед собой первоочередной задачи воспитывать местных игроков. Мы видим, что клубы озабочены прежде всего борьбой за результат, активно приобретая зарубежных игроков, натурализуя их и ратуя за сокращение лимита на легионеров.

Приглашение варягов, разумеется, необходимость для клубов, желающих продвигаться в еврокубках. Однако, постоянно расширяя границы своей комплектации, они вольно или невольно вторгаются в сферу компетенции национальной федерации. Последняя вроде бы тоже должна быть заинтересована в усилении своего чемпионата, памятуя все же, что главная ее задача – создавать условия, стимулировать развитие местного футбола, отслеживать соблюдение баланса между клубными интересами и потребностями в том числе сборных.

Вот на этом этапе цепочки в Украине и наметился разрыв. Суть его в том, что федерация все меньше и меньше выполняет возложенные на нее управленческие функции, соглашаясь на представительские. Она не использует своего права инициативы, самоустраняется от контроля, лишь фиксируя, документально сопровождая, обслуживая интересы сильных клубов.

Такова цена зависимости от их хозяев всего нашего футбола, модели его развития. Олигархический уклад экономики не оставляет выбора федерации, если ее возглавляет не самодостаточный представитель элиты, а избранный такими же зависимыми субъектами футбольного сообщества и потому обреченный на компромиссы чиновник.

При этом мы должны учитывать остроту борьбы владельцев клубов между собой, тем более, что она ведется не только на зеленых газонах. Разумеется, тот из них, кто в этом совершенно нефутбольном соперничестве оказывается на коне, выглядит «убедительнее», тот и выстраивает модель функционирования всего хозяйства под себя.

Еще недавно казалось, что украинскую лигу пытаются направить по пути создания бизнес-модели, но теперь ее вектор переориентирован. Не понятно только куда – с заданными, неконкурентными результатами большого бизнеса в спорте не создать, да и неплатежеспособный болельщик не в состоянии содержать лигу с полумиллиардным бюджетом.

И пока заказчик ищет альтернативный путь развития, заменителем бизнес-модели у нас выступает дотация. Она, правда, тоже устраивает уже далеко не всех – вот почему ряд клубов за их ненадобностью объявили о самоликвидации.

Какое отношение, вы спросите, вся эта галиматья имеет к дуэли Украины и Франции? Прямое! Чем меньше клубов, тем меньше выбор игроков для сборной. Только представьте, каково будет ее тренеру, если на плаву останется 10-12 команд элитного уровня с нынешним лимитом.

Но и с 16-ю возникают нюансы. Если не все участники лиги ставят перед собой амбициозные турнирные задачи, а выполняют функции фарм-клубов, то каково в них качество подготовки футболистов? Какие требования по части индивидуального мастерства, функциональной готовности и прочих атрибутов современного футбола.

Как пример – бывший защитник сборной Богдан Бутко, принадлежащий «Шахтеру», но выступающий за «Ильичевец» (потенциально мог бы заменить в Париже дисквалифицированного Федецкого). Не знаю, потерян ли парень для большого футбола окончательно, но за последний год он серьезно сдал…

Теперь, взвесив все «за» и «против», приняв к сведению стремящийся к минимуму лимит, ограниченный круг клубов-поставщиков игроков для сборной, сами посудите, много ли шансов было у команды Фоменко в спаренных играх против Франции с ее полноценной лигой и десятками отправленных на экспорт легионеров?

Да, на «Олимпийском» сборная Украины выпрыгнула из штанов, вызвав у нас эффект победного опьянения, но на «Стад де Франс» все встало на свои места.

Нам грезился не такой финал? Надо меньше пить!

Следующая новость
Предыдущая новость

Где получить выписку из росреестра на недвижимое имущество Каперы: как выбрать надежного специалиста? Алгоритмы предсказаний и их воздействие на спортивные события МРТ Центр "Инновационная диагностика" в Киеве: Точная диагностика Особенности гранитных памятников

Последние новости