Неизменно любезный наставник главной футбольной команды Украины не скрывает волнения .Неизменно любезный наставник главной футбольной команды Украины не скрывает волнения .
- Михаил Иванович, я уже спрашивал, но все же: как вы выдерживаете ?
- Молча, все - молча... Насколько помню, тогда я ответил вам, а теперь повторю: \" У вас - своя работа, у меня - своя\". Поэтому никаких проблем, не надо извиняться - ни за свою назойливость, не за других.
- А может, вы и меня научите этому \"искусству выносливости\"? Ну, там, книги какие-то почитать, на курсы походить...
- Могу. Только именно по этому поводу нам надо отдельный разговор организовать, поговорить о том, что футбола не касается. Понимаете?
- Понимаю и ловлю на слове... Продолжая тему психологической устойчивости: четыре года назад, также поздней осенью, я имел защиту своей кандидатской диссертации, поэтому накануне ночь не спал. Причем это было уникальное бессонница: единственный раз в жизни я не мог заснуть просто потому, что мое сердце колотилось слишком громко...
- Догадываюсь, к чему клоните: хотите поинтересоваться, как у меня с сердцем? Так я вас могу поздравить: вы ночь накануне защиты не спали, я вот уже неделю не сплю (интервью записано в понедельник, 11 ноября, после обеда. - В.Б. ). Хожу по ночам, брожу по квартире, думаю - думаю, каково будет 15 и 19 числа.
- Как с подобным состоянием можно бороться? Лично для меня спасение здесь одно - найти себе какую-то работу. Чаще всего - статьи пишу.
- У меня примерно так же... в том смысле, что пытаюсь отвлечься. Действительно, в данной стрессовой ситуации важно занять себя работой.
- Извините за, возможно, неуместный вопрос: пока игроки не заехали на базу, как вы работаете ?
- Прежде всего, пересматриваю матче французов. Многие из них уже пересмотрены мной несколько раз... В общем анализирую, наблюдаю, делаю себе заметки и т.п. .
- Впрочем, когда футболисты все-таки соберутся, график и ритм поменяются: не могли бы вы для нас раскрыть, как все проходит на базе? То не для прессы?
- Почему же, ничего секретного в этом не вижу... Ребята приезжают; ужинают; ложатся спать; утром просыпаются; делают зарядку; завтракают; получают первое за день теоретическое занятие; обедают; отдыхают, затем наступает время индивидуальных бесед, за ними - тренировки; впоследствии - вторых теоретическое занятие; ужин, отдых, сон... Где-то так - с определенными варьирования, конечно.
- Сущностный момент: вы со всеми вызванными разговариваете?
- Да, с каждым игроком... Конечно, это происходит не со всеми сразу, есть несколько дней, но, повторяю, не прохожу мимо не одного футболиста.
- Извините, что снова лезу на рожон, но не могу удержаться: общаетесь с футболистом тет-а-тет тет ?
- Безусловно: в отдельной комнате, где нам никто не помешает.
- То есть даже никого из ваших помощников при этом нет ?
- Никого, все один на один, с глазу на глаз. Только тогда барьеры исчезают, поэтому человек способен расскажешь ты абсолютно все.
- С вашего позволения, перейдем к составу: вызванных вами игроков я бы разделил на три условные группы ...
- ... Почему три? Амплуа же все еще четыре!
- Я не об этом - я о форме. Допустим, сейчас имеем группу исполнителей в прекрасном состоянии - к ним я отношу Ярмоленко, Коноплянку, Ротаня, Гусева, Степаненко, Кучера...
- ... Извините, я вас еще раз перебью: догадываюсь, что потом вы назовете тех, кто в не очень хорошем состоянии, и тех, кто в очень нехорошем. Да? Поймите меня правильно: вот на этот вопрос я никак не могу ответить. Во-первых, это уже на самом деле информация из разряда \"строго засекречено\" , поскольку речь идет о внутрино командные дела, во-вторых, я знаю, как работают французы, - поверьте, они человека, отслеживает всю украинскую прессу, поэтому то, что я вам наговорю, дойдет до ушей Дешама, не сомневайтесь. Итак...
- Понятно... Тогда несколько о другом: в воскресенье \"Металлист\" сыграл едва ли не худший свой матч эпохи Маркевича, причем харьковские сборники выглядели столь же неопределенно, как и легионеры.
- Все это скажется на нас, хотите поинтересоваться ? Убежден: нет! Здесь, пожалуй, и объяснять не надо: участие в чемпионате мира - вершина карьеры для любого футболиста, поэтому объяснять ее важность не нужно никому... Да и вообще придется сказать банальное: сборная и клуб - противоположные вещи, это разные команды с различными задачами. Скажу даже так: с различными уровнями ответственности... Как вы считаете, много ли надо приложить усилия, чтобы объяснить конкретном игроку этот шанс, возможно, последний в его жизни, поэтому ухватиться за него надо всем тем, чем можно ухватиться ?
- Тем более вам это легко объяснить, вы-то представляете \"золотой\" и одновременно трагическое поколение нашего футбола: несмотря невероятный потенциал, ни вы, ни большинство ваших сверстников на мундиале так и не сыграли. Рудаков, Трошкин, Фоменко, Решко, Матвиенко, Веремеев, Колотов, Коньков, Онищенк ... - все большие , и всем не повезло.
- (Улыбается). Знаете, интересный момент получился: если честно, вы - интуитивно? - Достаточно точно указали один из тех пунктов, на которые я буду делать ставку в индивидуальных беседах со своими игроками... Резюмируя: мы, наш тренерский штаб, способны объяснить подопечным, перед которым свершениям они стоят. Хотя, подчеркиваю, в этом плане можно и не стараться - они сами все понимают.
- Напоследок - о тех, кто остался за бортом. Первый - Воронин: последний месяц, просматривая игры московского \"Динамо\", прихожу к выводу, что Андрей (как, впрочем, и вся его команда ) действует в диапазоне от \" неудачно \" до \"плохо \" .
- Это - ваше личное мнение ... Да, мы его пока не вызывали, но... Советую вам (и прислушайтесь ко мне, то пойдет вам на пользу) Не разбрасывайтесь такими словами! Поверьте, они вам, кроме вреда, ничего не принесут.
- Чувствую, что школьник... Вместо P. S.: скажите, за время пребывания во главе \"сине - желтых\", вы никогда не хотели набрать номер Шовковского и сказать ,мол, \"Саша, может, ты передумаешь?\". Он последними матчами (кроме \"Зари\", конечно ...) доказал, что до сих пор остается нашим \"№ 1\".
- Оставлю вашу реплику без внимания. И без комментария.
- Михаил Иванович , если я вас обидел ...
- Не в том дело: это - очень - очень деликатный, интимный момент. Подобные вещи выносить на прессу - большая бестактность! .. Уверяю вас: если надо, все будет сделано, однако сделано конфиденциально.
- Тогда - ни пуха!
- И с Богом...