В этом кафе вся его футбольная жизнь. Недавно первый в истории Полтавы специализированный спортивный бар отметил свое 10-летие. Название у него простое, но символичное — «Чемпион». В этом городе не так много футбольных чемпионов. Бывший нападающий киевского «Динамо» Александр Мелащенко — один из них...В этом кафе вся его футбольная жизнь. Недавно первый в истории Полтавы специализированный спортивный бар отметил свое 10-летие. Название у него простое, но символичное — «Чемпион». В этом городе не так много футбольных чемпионов. Бывший нападающий киевского «Динамо» Александр Мелащенко — один из них...
Наша встреча началась с экскурсии. Заходишь в кафе — и сразу видишь огромный стенд, такую себе «книгу отзывов» самых знаменитых посетителей. Первую запись, по словам Мелащенко, сделал Андрей Павелко — председатель Федерации футбола Днепропетровской области, а «по совместительству» кум хозяина заведения.
Заходили сюда Владислав Ващук, Руслан Ротань, Георгий Пеев и Виталий Лисицкий, любил пообедать в «Чемпионе» Николай Павлов. Гостили и другие знаменитости не только из футбольного мира — заслуженный тренер Украины по пауэрлифтингу, боксеры, борцы и так далее.
На самом видном месте самая историческая фотография. Сделана она была 19 июня 2001 года, сразу после матча «Динамо» — «Днепр» (2:1). Золотой гол в том поединке забил герой нашего материала, который принес последний титул в карьере выдающемуся тренеру Валерию Лобановскому...
Рядом на фото части тел многих динамовцев. Этот снимок еще более памятный, ведь сделан он был сразу после взятия ворот днепропетровцев. Самого Мелащенко там не видно, он где-то внизу, под партнерами, среди которых замечен и Игорь Суркис — в то время еще вице-президент клуба.
Широко представлена в этом музее и «Ворскла», победные традиции которой Александр глубоко уважает: есть «бронзовая» фотография 1997 года, есть кубковая 2009-го. А вот еще совсем юный Саша Мелащенко рвется к воротам португальской «Боавишты», которой он будет забивать не только в составе родной команды, но и за «Динамо» — в Лиге чемпионов.
Переходим в другой зал, а там целая галерея футболок! Майка сборной Украины с первого матча в ее составе, трофеи по обмену с соперниками — Джанлука Дзамбротта, Йенс Новотны, Карлес Пуйоль когда-то его опекали...
Ему было что вспомнить, но интервью мы начали с дня сегодняшнего. Александр Мелащенко собирался на тренировку своего клуба «Новая жизнь», а я — на спарринг ФК «Полтава».
— Саша, Полтава постепенно становится одним из футбольных центров страны. Тебе такне кажется?
— Согласен с тобой на все 100 процентов. «Ворскла» давно входит в число наиболее стабильных клубов Украины, ее развитие проходит, возможно, не так быстро, но правильно. Мог бы при желании выступать в элитном дивизионе и ФК «Полтава», но там тоже никуда не торопятся и пока выстраивают всю необходимую инфраструктуру.
В первую лигу вышла команда из Комсомольска, большой потенциал и у «Кремня». Самое главное, что в области много хороших полей. Сейчас, например, в Полтаве проходят сборы практически все юные дарования донецкого «Шахтера». Признаться, мне очень приятно, что родной город стал таким вот футбольным.
— Ты-то чем занимаешься? Кроме ресторанного, так сказать, бизнеса...
— Я — играющий главный тренер команды «Новая жизнь». Пока выступаем только на первенство области — времена нынче тяжелые. Сейчас у всех финансовые трудности. Но, ничего, держимся.
— С нынешним главным тренером «Ворсклы» Василием Сачко вы вместе играли в «Кривбассе». В ту пору ты замечал у него задатки руководителя?
— Нам тогда не до этого было, мы думали совсем о другом. Жизнь футболиста разительно отличается от той жизни, которая наступает по окончании карьеры. Начинаешь смотреть на многие вещи совершенно иначе. Впрочем, Сачко всегда отличался серьезным подходом к своему делу. Профессионал.
— С Сергеем Ребровым ты тоже играл — в сборной. Параллели с Василием Сачко уместны?
— Мне как нападающему, конечно, приятно, что бывшие форварды так громко заявили о себе на заре тренерской карьеры. Но все сравнения давай оставим на более поздние сроки. Я желаю им удачи, вижу, что они находятся на правильном пути, но делать выводы еще рано. Даже по целому сезону.
— Реброву хватило и месяца, чтобы встряхнуть «Динамо». Согласен?
— Отрицать очевидное невозможно. Думаю, большой плюс нынешнего наставника киевлян в том, что он долгое время выступал за границей, и это существенно изменило его менталитет, повысило общий уровень знаний. Да и знание английского языка станет серьезным подспорьем во взаимоотношениях с легионерами. Личный контакт.
— В «Динамо» ты попал как раз после ухода Сергея Реброва. Чуть раньше команду покинул Андрей Шевченко. Тяжело было выдерживать весь этот пресс сравнения с такими выдающимися форвардами?
— Я об этом не думал. Когда я перебрался в Киев, мне до такой степени хотелось играть в этом клубе, тренироваться с такими партнерами, что ничего другого в голову не лезло! Гордился только тем, что нахожусь в «Динамо». Конечно, я понимал: до вершин этих нападающих мне еще расти и расти. В итоге так и не вырос (улыбается). Куда дошли они, а куда — я...
— Ты хорошо помнишь, как переходил в столичный коллектив?
— Отлично. Разговоры шли долго, но определяющим стал спарринг «Ворсклы» с «Динамо». Мы тогда уступили со счетом 2:7, а мне удалось забить два гола. Сразу после этой игры меня вызвали в сборную Украины, которая проводила тренировочный сбор в Конче-Заспе. Прошла неделя, и я подписал контракт.
— Какими были твои первые впечатления от общения с Валерием Лобановским? Не боялся его?
— Скорее всего, именно так — страх присутствовал. Заходишь к нему, он на тебя посмотрит, и ты уже готов делать все, что он скажет. Даже на предложение закрыть всю бровку не мог ответить отказом.
— Приходилось бегать от флажка до флажка?
— Было дело. Помню, мы играли в квалификации Лиги чемпионов с румынским клубом «Стяуа». Собираемся на выезд, а Лобановский меня вызывает и говорит: «У них вся игра строится через правого защитника. Ты готов закрыть его на бровке и успевать выбегать в контратаки?» Что я мог ответить...
— Закрыл?
— Коль мы победили со счетом 4:2 и фактически обеспечили себе путевку в групповой раунд, наверное, с заданием справился (улыбается).
— А как насчет контратак?
— По одному мячу в каждом из матчей с румынами я забил, но тогда был бенефис Валика Белькевича. Кажется, он дублем отметился, а еще голевой пас мне отдал.
— Можешь сказать, что белорусский полузащитник — лучший ассистент в твоей карьере?
— Спрашиваешь! Думаю, не только в моей. Надо было просто бежать вперед, а мяч меня сам находил. Тот год, 2001-й, вообще выдался для меня на редкость удачным. По-моему, во всех турнирах я забил 24 мяча — почти все получалось. Жаль, что не вышли со сборной на чемпионат мира, нонам тогда с жеребьевкой не повезло. Нарвались в плей-офф на Германию.
— Нынешняя немецкая сборная тебе ничего не напоминает?
— Как это не напоминает? Даже в начале 2000-х годов, при Лобановском, мы играли в похожий футбол, в котором защитник легко становился нападающим, а форвард без проблем садился в линию обороны. Вся эта взаимозаменяемость отрабатывалась на тренировках, а в спаррингах хватало кадровых экспериментов. Впрочем, у нашего поколения, может, и не так все получалось, но в конце 90-х у «Динамо» действительно была не просто команда, а единый механизм. Как сейчас у Германии.
— Под штрафы Лобановского попадал?
— Не без этого — наказания были. Помню, выиграли где-то, прилетели домой, настроение — победное, погуляли... Наутро вызывает меня Васильич и говорит: «Ладно, старики пошли, а тебя, молодого, чего туда потянуло?»
— Много в кассу занес?
— Деньгами он меня наказывать не стал. Сказал: «Завтра два теста — «пять по 300» и «семь по 50». В один день!
— Тестирование тебе легко давалось?
— Не так уж и легко, но я не жаловался. Когда Николай Павлов в «Ворсклу» пришел, и полтавские футболисты поехали в Ялту, я им, конечно, не завидовал, но кое-какие советы мог дать. Мы ведь, бывало, «семь по 50» и дважды на одной тренировке сдавали — перед занятием и после него. А по Царской тропе бегали не сверху вниз, а наоборот. Могли бежать туда, а потом назад.
— Как тебя тогда принял коллектив? Каким он вообще был — этот самый динамовский коллектив?
— Валерий Лобановский был сильнейшим психологом, а потому в его команде любой новичок быстро становился по-настоящему своим. Вызывал стариков и говорил: «Помогите молодежи». У него все было под четким контролем, поэтому и я с первого дня в Киеве не ощущал никакого дискомфорта. Было ощущение, будто я всю жизнь тут играл!
— Сейчас таких коллективов нет?
— Сейчас таких тренеров, наверное, нет! Что бы ни говорили, а управлять командой — во всех отношениях — должен только наставник. Микроклимат зависит исключительно от тренера.
— В начале 2000-х годов в «Динамо» начали приезжать первые легионеры. Неужели и они, так сказать, каши не портили?
— При Лобановском — не портили, а потом... Всякое бывало.
— Драку Георгия Пеева и Клебера на тренировке застал?
— Нет, я уже ушел из «Динамо», но сор из избы в любом случае выносить не стал бы. На самом деле таких инцидентов хватало — просто именно эта история попала в СМИ.
— Дома тебя в Киеве проверяли?
— Нет, ни разу такого не было. Я жил не один — со своей будущей женой. Может, поэтому мне доверяли. Да и поколение было такое: команда победила, погуляли — тебе слова никто не скажет. А если проиграли, лучше никуда не ходить...
— В то время «Динамо» побеждало намного чаще, чем сейчас!
— Намек понял (улыбается). Но тогда никто не злоупотреблял.
— Саша, в конце того самого 2001-го тебе вырезали аппендицит, и после этого твоя карьера пошла на спад. Совпадение?
— Не более того. Да, мне пришлось пропустить часть сборов, но ключевым стало совсем не это обстоятельство.
— А какое?
— Смерть Валерия Лобановского. После этого я уже не чувствовал такого доверия со стороны тренеров. Можно сказать, что у меня не сложились отношения с Алексеем Михайличенко...
Впрочем, причины всех своих неудач я все равно должен искать в себе. Наверное, что-то не так делал, где-то слабину дал. Плюс фактор удачи, которая от меня отвернулась.
— Когда понял, что пора уходить?
— Когда меня перестали брать в число 18-ти игроков, которые попадали в заявку на игру. Нужно отдать должное Игорю Суркису — он в меня верил до последнего, просил не торопиться. Но я пошел в «Днепр»...
— В то время как раз началось падение «Динамо». Какой будет твоя версия того, что происходит, по сути, и по сей день?
— Поначалу все равнялось под Лобановского, и тренерам, возможно, не хватало того авторитета, который был у Васильевича. Возможно, повлияли (и до сих пор влияют) легионеры. Лично я ничего против них не имею, но дело в другом.
В Европе к иностранцу как относятся? Приехал — докажи свою силу, а потом все получишь. У нас, по-моему, немножко иначе. Приехал, получил, а доказывать что-то уже вовсе не обязательно. Наши ребята все это хорошо понимали. И до сих пор понимают! Сколько легионеров вовремя не приезжают на сборы? А представь, если украинский футболист опоздает?..
Впрочем, я уже говорил, что верю в тренерский талант Сергея Реброва. Думаю, уж он-то точно найдет общий язык с иностранцами, которые начнут сполна отрабатывать свои контракты. Будет справедливость — по-другому заиграют и украинские ребята. В «Динамо» нужно создать такой коллектив, которым эта команда славилась всегда. Не будет дисциплины на поле, если ее нет в быту.