Должности штатных штабных структур нынешнего отечественного футбола занимают, как и в прежние времена, преимущественно дипломированные специалисты. Но почему-то в их среде то и дело встречаются индивидуумы, не обладающие ни практическими навыками, ни теоретическими познаниями дела, которым занимаются.Должности штатных штабных структур нынешнего отечественного футбола занимают, как и в прежние времена, преимущественно дипломированные специалисты. Но почему-то в их среде то и дело встречаются индивидуумы, не обладающие ни практическими навыками, ни теоретическими познаниями дела, которым занимаются.
Злые языки утверждают, будто с некоторых пор получение диплома о высшем физкультурном образовании не связано с обязательным посещением лекций. Охотно верится, по этой части физическая культура не стоит особняком.
Но тот факт, что после ухода Григория Суркиса с поста главы национальной федерации ничего не слышно о публичных обсуждениях проблем подготовки высококлассных футбольных тренеров, свидетельствует о том, что эта тема перестала интересовать футбольные власти.
А зря. Происшествие с Олегом Блохиным, которого высочайшая квалификация форварда не уберегла от фиаско на тренерской стезе, буквально взывает заделать дыру, куда уходят возможности первоклассного футболиста выучиться на первоклассного тренера.
Киевское «Динамо» ищет нового наставника для своих футболистов. Когда-то это делалось легко. Советской порой почти все мэтры тренерского корпуса проживали в Москве — приезжай и соблазняй. По этой методе динамовцы Киева и стали впервые чемпионами СССР: в сезоне 1961 года привел команду к успеху тренер из Москвы Вячеслав Дмитриевич Соловьев.
Победный дух у состава команды выветрился через два года, необходимость смены главного тренера стала очевидной, и в Киев был привезен 53-летний Виктор Александрович Маслов, бывший многолетний наставник московского «Торпедо». Вот тут уже и я поучаствовал — сначала в числе компактной делегации выехал в Москву для сопровождения в Киев нового наставника. А дома волею обстоятельств я стал гидом Виктора Александровича по прошлому и настоящему Украины и Киева, транслятором его раздумий о футболе в прессе.
Этот мудрый, сильный духом и телом человек, рубивший правду-матку не только в кругу подопечных футболистов, но и при общении с начальством любого ранга, в быту оказался одиноким, любознательным и беззащитным. В его искусных руках динамовцы Киева стали чемпионами СССР трижды подряд — в сезонах 1966, 1967 и 1968 годов. Нынешним поколениям болельщиков не представить себе, как много нового узнали о том, что такое счастье, футболоманы Киева и окрестностей.
Я как губка впитывал размышления Маслова о прошлом, настоящем и ближайшем будущем футбола, с энтузиазмом неофита записывал и публиковал в «Правде Украины», где работал, все эти неведомые в наших краях мысли — и снова убегал в его холостяцкое убежище. Виктору Александровичу надо было выговориться — на людей философского склада такие периоды накатываются нередко. А для меня, только что вернувшегося из дурдома, какой запомнилась мне армейская служба, это была музыка Вивальди. И мы, способные выпить ведро спиртного, в рот его не брали. Разговаривали.
Новоиспеченные трехкратные чемпионы СССР быстро сели на голову своему наставнику, у Виктора Александровича не нашлось сил стряхнуть их на грешную землю, и участие в эпопее по приглашению следующего тренера из Москвы — Александра Александровича Севидова я уже принял с самого начала — с периода разведки. Сан Саныч оказался обладателем натуры миротворца, а это было именно то, чего требовало психологическое состояние нашей команды.
Севидов выполнил поставленную задачу с первого же захода — в сезоне 1971 года динамовцы Киева вернули себе чемпионский титул. Событие состоялось за полтора месяца до окончания турнира. Авторитет команды возрос настолько, что в товарищеском матче сборной СССР против команды Индии футболки сборной надели сразу шестеро киевлян. Для нас небывалый случай. Всего же в том сезоне выходили на поле под флагами национальной и олимпийской сборной СССР десять игроков киевского «Динамо».
Это были плоды семилетней работы в Киеве Виктора Маслова. Заслуга Севидова в том, что он не дал им закиснуть.
И наступила пора триумфального шествия киевского «Динамо» под руководством киевских тренеров. Не могла не наступить. Беззаветная любовь к футболу населения города, начиная с бомжей и кончая расквартированными здесь правителями Украины, в конце концов засеяла футбольную ниву зернами не одного лишь исполнительского мастерства. На киевской почве расцвело еще и невиданное в СССР эффективное мышление в тактической организации игры, в построении принципиально новой для футбола функциональной подготовки игроков.
О том, что в его голове бродят революционные идеи, как играть непостижимо для соперников и готовиться в режиме мировых рекордсменов по скоростной выносливости, мой одногодок Олег Базилевич рассказывал при каждой новой нашей встрече. Я разделял восторженность Олега, когда речь заходила о киевских красотках, потому что хоть что-то понимал в этом деле. Но его разглагольствования о необходимости и имеющихся у него возможностях совершить революцию в тактике и физподготовке я пропускал мимо ушей. Регулярно занимаясь спортом с тринадцати лет, я и в тридцать не бросал этого дела, и все это время среду моего обитания будоражили разговоры о существовании волшебных технологий успеха.
Но переехав на новое место жительства, я оказался соседом Валерия Лобановского, и по ходу совместных утренних зарядок в Голосеевском лесу он раскрыл мне смысл принципиально новых технологий функциональной подготовки, уже освоенных в неигровых видах спорта. Когда о подобных материях высказывается высокоинтеллигентный педант, досконально знающий предмет разговора и не отвлекающийся на тему о ворованной любви, то значимость услышанного способен оценить даже подобный мне невежда в научном восприятии окружающего мира.
В то время я уже работал в республиканском совете динамовского спортобщества помощником первого зампреда, и по правилам этого весьма серьезного заведения написал докладную записку на имя моего шефа Михаила Макаровича Бака о своих контактах с Лобановским и Базилевичем. Резюме было таким: разговоры разговорами, а то, как они работают со своими командами, следует изучить до-ско-наль-но. И моя жизнь превратилась в череду бесконечных посещений Днепропетровска и Донецка, где Лобановский и Базилевич возглавляли соответственно «Днепр» и «Шахтер».
Лобановский и Базилевич возглавили киевское «Динамо» поздней осенью 1973 года — Валерий в должности старшего тренера, Олег — старшего тренера по воспитательной работе. Де-факто оба наделялись правами старших тренеров.
Объемы, интенсивность, продуманность тренировочных занятий команды в подготовке к сезону 1974 года резко отличались от всего, виденного когда-либо персоналом служащих. Режим трехразовых тренировочных занятий в день поначалу был непосильным для членов команды — буквально все падали с ног от усталости, для советского футбола такой режим был в диковинку. Но по традиции в команду подбирались незаурядные организмы, и игроки выдержали все.
Эффект получился невиданный: выиграны титул чемпионов СССР, Кубок СССР, в европейском розыгрыше Кубка обладателей кубков команда достигла четвертьфинала, в сборную Советского Союза призван весь основной состав команды во главе с Лобановским и Базилевичем.
Но это были еще цветочки. Пора сбора ягод наступила в следующем, 1975 году, когда неповторимый коллектив с несоветским уровнем функциональной подготовки выиграл и Кубок кубков, и Суперкубок Европы.
Ни тогда, ни после самоубийства Советского Союза никто на его просторах так и не проник в тайну, как же это делается. А ведь два хлопца с Украины ничего и не прятали от посторонних глаз. Для решения задачи требовалось всего-то упростить сложное. В данном случае — овладеть знаниями, как накачать своих футболистов непреоборимой силой. Что Базилевич с Лобановским и сделали.
Конечно же, в идеальном варианте статья подобного рода должна заканчиваться перечнем действующих специалистов, достойных тренировать киевское «Динамо». Хотя мне представлялось, что дают представление об этом и беглые мои зарисовки личностей тренеров, оставивших след в истории команды. Прежде всего это образованность высокого уровня, амбициозность бойца без страха и упрека, нетерпимость к разгильдяйству в быту, на работе, а тем паче на футбольном поле. Но это избитые истины, их мало заказчику материала.
В таком случае я готов поведать, как на духу, каковыми были бы мои действия, окажись я сейчас на месте братьев Суркисов.
Прежде всего нашел бы 76-летнего Базилевича. чтобы понять, имеются ли у него охота и запас сил поработать годик-другой с киевским «Динамо» в роли «ответственного за все». А заодно подготовить себе сменщика из числа бывших игроков команды, расположенных к тренерской работе. Относительно недавно я встречался с Олегом, на мой взгляд он такой же шустрик, как и полвека назад, только в лексиконе появилось много медицинских терминов.
В случае невозможности этого варианта, организовал бы конкурс претендентов на должность наставника футболистов киевского «Динамо». Гвоздь конкурсной программы — обязательство в течение заранее определенного срока выиграть европейский приз. Неуверенный в своих силах коуч поостережется ввязываться в такой конкурс.
А вообще-то давно подмечено: побеждает счастье, а не сила. Счастья тебе, киевское «Динамо», колыбель моих детства и юности!