Бывший помощник Олега Блохина Сергей Ребров, назначенный со вчерашнего дня исполняющим обязанности главного тренера «Динамо», рассказал о ночном разговоре с Игорем Суркисом, прощании предшественника с игроками, причинах поражения от «Шахтера» и планах на воскресный матч с «Ворсклой».Бывший помощник Олега Блохина Сергей Ребров, назначенный со вчерашнего дня исполняющим обязанности главного тренера «Динамо», рассказал о ночном разговоре с Игорем Суркисом, прощании предшественника с игроками, причинах поражения от «Шахтера» и планах на воскресный матч с «Ворсклой».
— Как полагаете, Сергей Станиславович, в связи с новым назначением вас следует поздравлять или все-таки выражать сочувствие?
— Наверное, преждевременным будет и то, и другое. Решение поручить мне руководство командой до конца сезона принадлежит президенту клуба, и я, конечно же, сделаю все от меня зависящее, чтобы его доверие оправдать.
— Ночной звонок Игоря Суркиса с предложением возглавить «Динамо» на правах «и.о.», наверное, не стал неожиданным?
— Когда после матча Блохин зашел в раздевалку и объявил, что больше не является главным тренером «Динамо», естественным образом возник вопрос: что дальше, кто будет руководить командой? Но мы понимали, что прояснить ситуацию может только президент. И когда он набрал меня за полночь, все стало на свои места.
— Разговор с Суркисом был коротким или затянулся на всю ночь?
— Он продолжался около часа.
— Что, если не секрет, обсуждали?
— Планы работы на оставшийся до конца сезона месяц. Ведь «Динамо», чтобы с ним ни происходило, должно держать удар и, что не менее важно, держать марку. Понятно, что наше неудачное выступление в последнее время не устраивало никого. И президент попросил, чтобы до конца сезона мы оставались единым коллективом, а болельщики — видели на поле именно ту команду, которую любят всю жизнь и хотят поддерживать в дальнейшем.
— А какие турнирные задачи были поставлены на семь встреч чемпионата и решающую стадию Кубка Украины?
— Прежде всего, выигрывать оставшиеся матчи, включая кубковый полуфинал и финал. Но в большей мере — показывать игру, способную вернуть веру болельщиков в команду. Чтобы прогресс в наших действиях был заметен невооруженным глазом.
— Иными словами, на первый план выходит не результат, а качество игры?
— Думаю, что да. Хотя и необходимость побеждать, чтобы завоевать в этом сезоне медали и Кубок, никто не отменял. На собрании сказал игрокам: что произошло, то произошло, но каждый должен разобраться в себе — и не забывать, в каком клубе играет. В «Динамо» нельзя допускать такие ошибки.
Кроме того, на своем поле мы обязаны играть агрессивно — ради болельщиков, которые приходят нас поддержать. И не важно, сколько их — десять тысяч или шестьдесят. В конце концов, аудитория на наших поединках напрямую зависит от того, как мы играем и каких результатов добиваемся.
— Суркис сказал, что еще после ничьей с «Карпатами» почувствовал: для «Динамо» гонка за чемпионством окончена. А в какой момент такое ощущение возникло у вас?
— И в бытность игроком, и с переходом на тренерскую работу я меньше всего задумывался о далеко идущей стратегии. Валерий Васильевич Лобановский учил нас: надо побеждать в каждой конкретной игре, демонстрируя профессиональное отношение к своей работе. В оставшихся матчах отдадим все силы борьбе за награды высшей пробы, но вот добьемся ли поставленной цели — зависит, к сожалению, не только от нас.
— Что, с вашей точки зрения, помешало «Динамо» достойно выглядеть в среду в поединке с «Шахтером»?
— Сложно сейчас анализировать этот матч — слишком много всего произошло. Но, видимо, в первые минуты мы были недостаточно агрессивны. А вот вторую половину поединка, уступая с разницей в два мяча, начали уже так, как подобало начать первую. Возможно, усиление произошло с выходом Беланды. Должен сказать, что его отсутствию в основе были вполне объективные причины, о которых сейчас говорить не хотелось бы.
— Есть мнение, что на сюжет и окончательный результат оказало влияние судейство Анатолия Абдулы...
— Наверное, сейчас можно было бы списать на арбитраж все что угодно, но говорить о предвзятом судействе в данном случае неправильно и некрасиво. Ведь как бы то ни было, «Шахтер» обыграл нас вполне заслуженно.
— А если брать более глобально: в чем видите причины неудачного выступления команды в последнее время на всех фронтах?
— Вопрос слишком сложен, чтобы дать на него конкретный ответ. Скажу вам больше: если бы ответ был мне известен, мы бы не находились в сегодняшнем положении.
— Тем не менее, какими будут ваши первые шаги в новом качестве?
— Прежде всего, футболистам следует задуматься: все ли возможное они сделали, чтобы улучшить результат? В конце концов, игроки выходят на поле, а мы, тренеры, способны лишь их направить и что-то подсказать. Поименно обвинять сейчас кого-то не стану, но хочется верить, что сказанное мною на собрании ребята услышали и сделали выводы. Не случайно мудрец сказал: лишь признающий свои ошибки готов двигаться дальше.
— Возвращаясь к матчу с «Шахтером»: как уже знавший об отставке Блохин после игры прощался с командой?
— Естественно, это был тяжелый момент — и для игроков, и для Олега Владимировича. Такие моменты переживать непросто, но он нашел в себе силы попрощаться с каждым футболистом, сказать каждому пару слов. А вообще — тренер всегда должен быть готов к перемене участи, такова его доля. Знаю не так много представителей нашей профессии, у которых карьера в одном клубе была бы достаточно продолжительной.
— Рассчитываете со временем избавиться от приставки «и. о.», став главным тренером на постоянной основе?
— Пока вижу свою роль в том, чтобы довести команду до конца сезона, изменив ее игру к лучшему. А что касается будущего... В разговоре с президентом я дал понять, что хорошо представляю себе, в каком клубе работаю и какие цели перед ним ставятся. «Динамо» — не полигон для экспериментов и нуждается в опытном тренере. Но я готов отдавать команде всю душу и сердце, чтобы за ее игру не было стыдно перед болельщиками. А летом Игорь Михайлович примет решение, кто должен стать главным тренером.
— Выходит, вы сами не чувствуете в себе готовность к самостоятельной работе?
— Нет, я не это имел в виду. В «Динамо» сейчас работает профессиональный тренерский штаб, у меня отличные помощники, и очень важно, чтобы футболисты относились к нам с полным доверием. Сам в бытность игроком сталкивался с ситуациями, когда не до конца понимал требования и принципы, которые нам прививали. Поэтому сейчас очень важно взаимопонимание с игроками — мое, Рауля (Рауля Гонсалеса Руиса-Рианчо — испанского тренера, прежде работавшего в казанском «Рубине», а зимой приглашенного в «Динамо» по инициативе Реброва. — авт.), Сергея Федорова...
— Как раз перед нашим разговором вы провели первую тренировку в новом качестве. Что-то изменили в обычной программе — или оставили пока все по-прежнему?
— В принципиальных изменениях я необходимости пока не вижу. С приходом Рауля у нас появилась конкретная программа, и есть надежда, что она позволит добиться результата.
— В завершение — позвольте несколько кадровых вопросов накануне воскресной встречи с «Ворсклой». Мигел Велозу, как я понимаю, не был включен в заявку на последний матч из-за ушиба, полученного то ли в поединке с «Карпатами», то ли на тренировке...
— На самом деле, ушиб этот был получен еще в домашнем матче с «Металлистом», так что во Львове Мигел уже играл с повреждением.
— Драгович вышел против «Шахтера» на уколах, за Гусева было тревожно всякий раз, когда он пытался нанести удар головой. Ожидать ли участия этих игроков в матче с «Ворсклой»?
— Во всяком случае, я на них надеюсь. Должен сказать, что и Велозу, и Гусев получили повреждения в борьбе на футбольном поле, а это свидетельствует об их готовности не щадить себя во имя «Динамо». Не сомневаюсь: с такой же самоотдачей ребята станут сражаться и в дальнейшем. Тем временем, лазарет практически опустел: мы не можем рассчитывать только на Хачериди. Когда Женя вернется в строй, пока прогнозировать трудно — бегать он начал лишь несколько дней назад.
— Неудачная игра Рыбки в последних матчах способна повлиять на его роль голкипера номер один в «Динамо»?
— Посмотрим. Накануне игры сядем с Михаилом Леонидовичем (Михайловым, тренером вратарей. — авт.), который ситуацию с нашими футболистами этого амплуа знает изнутри, и решим.
— Остается в завершение пожелать вам удачи. Что, как вы считаете, будет для команды в оставшихся играх настоящей удачей?
— Вот как раз на удачу нам следует полагаться в наименьшей степени. Надо рассчитывать на свое мастерство и самоотдачу, на агрессивную игру, которая всегда была свойственна «Динамо». А еще — на профессиональное отношение к своей работе всех футболистов и тренеров. Без этого — никак...