В 1982 году семилетний мальчишка из столичного района Святошино, Сергей Федоров, был зачислен в динамовскую ДЮФШ. Тысячи тренировок, профессиональный рост, выступления за первую команду киевское «Динамо» и сборную Украины...В 1982 году семилетний мальчишка из столичного района Святошино, Сергей Федоров, был зачислен в динамовскую ДЮФШ. Тысячи тренировок, профессиональный рост, выступления за первую команду киевское «Динамо» и сборную Украины...
О такой карьере многие могут только мечтать. Словно отдавая должное альма-матер, спустя почти 30 лет, в 2011 году, теперь уже Сергей Владиславович Федоров вернулся в динамовскую школу. На этот раз — в качестве тренера, делая первые шаги на новом для себя поприще. Сейчас он входит в штаб Олега Блохина и находится на юге Испании, в Марбелье, где «Динамо» проводит подготовку ко второй части сезона.
«Над предложением Блохина долго не думал»
— Сергей, и свою карьеру футболиста, и тренерскую деятельность вы начинали в динамовской школе. Считаете это символичным?
— В какой-то степени да. Вся моя футбольная жизнь связана с этим клубом, с трудом сейчас могу представить, что было бы, если бы выбрал что-то другое. Когда летом 2011 года Александр Алексеевич Ищенко предложил мне попробовать начать тренерскую карьеру в динамовской академии, с удовольствием согласился. Хотел на своем примере показать молодым ребятам, как чего-то достичь в футболе. Все, что получилось у меня, абсолютно доступно и им. Да, это непросто — нужно много работать. Но главное — захотеть. Также хотелось реализовать свои тренерские амбиции и после того, как я работал в школе более двух тле, считаю, мне в какой-то степени это удалось сделать.
— Как по сравнению с 80-ми годами изменилась атмосфера внутри динамовской школы, отношения между тренерами и детьми?
— Прошло достаточно много времени, все меняется. Это здорово, что развивается инфраструктура, был построен новый корпус, появились поля. Созданы несоизмеримо лучшие условия для тренировок, проживания иногородних ребят. А динамовский дух остался неизменным. Он во многом зависит от самих мальчишек и работающих с ними тренеров. Думаю, они помнят, честь какого клуба они защищают, какова его философия и задачи.
— У вас были сомнения, нужно ли начинать тренерскую деятельность с детского футбола?
- У меня был непродолжительный этап работы в кировоградской «Звезде», после которого сразу поступило приглашение в академию «Динамо». Сперва я был ассистентом Юрия Еськина, с которым знаком уже много лет, со времен учебы в школе: я играл за «Динамо», а Еськин тренировал нашего главного в те годы соперника в первенстве Киева, «Смену-Оболонь». После этого я помогал Сергею Беженару тренировать ребят 1997 года рождения.
— Наверняка вы не рассчитывали, что, возглавив выпускной класс школы, столь быстро будете переброшены на другой, еще более ответственный, фронт работ?
— Все случилось очень неожиданно. В первой команде произошли изменения, и мне позвонил Резо Чохонелидзе, предложил встретиться. Я приехал на матч «Динамо» и «Карпат» в Премьер-лиге, переговорил с Олегом Блохиным и получил предложение войти в его штаб. Над ответом долго не раздумывал — уже на следующий день вместе с Сергеем Ребровым проводил тренировку.
«Мои пацаны прервали гегемонию «Шахтера»
— Достаточно ли для работы детским тренером успешной карьеры игрока, или нужны дополнительные навыки?
— Навыки нужны обязательно, без них ничего не получится. Необходимо любить детей и понимать, что к ним нужен иной подход, нежели к подопечным во взрослом футболе. Надо уметь воспитывать и учить, иметь терпение показывать, объяснять. Процесс обучения очень интересен, на твоих глазах молодой парень пытается воспринимать новую для него информацию, адаптируется к коллективу. Ты видишь, как он растет, над чем ему нужно больше работать, куда направлять усилия... Это очень интересно, и этой жизнью я жил более двух лет.
— Первую золотую медаль в качестве наставника вы получили минувшим летом, приведя вместе с Беженаром игроков 1997 года рождения к первому месту в чемпионате Украины. Сейчас это выпускной класс. На кого посоветуете обратить внимание?
— От завершения того сезона остались очень приятные воспоминания — мы прервали гегемонию «Шахтера» в этом возрасте, победив его в финальном матче. Эти золотые медали в дальнейшем должны помочь ребятам. Они почувствовали уверенность, пришло понимание важности проделанной работы, а также того, что с помощью упорного труда можно достичь любых целей. Пусть пацаны привыкают к победам!
А фамилии называть не хотелось бы... Скажу только, что девять человек из этой группы — кандидаты в сборную Украины своего возраста. Ряд из них сейчас выступает за «Динамо» в чемпионате (U-19), а некоторые — даже в молодежном первенстве. У каждого есть перспектива. Нужно не снижать к себе требований и все время ставить перед собой новые цели: в этом сезоне — занять такое-то место и забить столько-то мячей, в следующем — попытаться подняться на новую высоту. Надо постоянно находить для себя мотивацию.
— Как прошло прощание с выпускной группой?
— Попрощался, приехав на базу после одной из тренировок. Все собрались, я поблагодарил ребят за сотрудничество, за проведенное вместе время. Попросил не снижать к себе требований, не опускать руки в сложные минуты. После меня команду на несколько месяцев возглавил Алексей Дроценко, а сейчас с ней вновь работает Сергей Беженар. Отмечу, что мое общение с ребятами не закончилось. Со многими я часто вижусь в Конче-Заспе, а кто-то из них через пару лет, уверен, пробьется и в первую команду «Динамо». Я всем им этого желаю.
— На какой работе добавляется больше седых волос — детского наставника или ассистента в профессиональной команде?
— Одинаково. Тренерская работа предполагает постоянное стрессовое состояние. Ты в этом состоянии входишь в сезон и до последнего поединка сидишь, словно на электрическом стуле. Как говорится, кто на что учился...
— Если еще раз позовут в детскую школу, готовы вернуться? Или впредь намерены сосредоточиться на взрослом футболе?
— Конечно, хочется работать в команде мастеров, это мечта любого тренера. Но в жизни все может измениться, я не исключаю своего возвращения в детско-юношеский футбол.
«На ЧМ в Германию отправился без бутс»
— Повесив бутсы на к гвоздь, многие футболисты находятся как бы на раздорожье. Знаю, что вы занимались рекламной деятельностью. Не было желания построить на этом карьеру?
— Многие игроки вкладывают заработанные за время своих выступлений деньги в какое-то дело. Покупают недвижимость, открывают рестораны. Нужна финансовая подстраховка, ведь спортивная карьера не вечна. Я никогда не рассматривал рекламный бизнес как основной род деятельности, да и вплотную им никогда не занимался. У меня есть партнеры, которые ведут все дела. Я же вижу себя в футболе, в качестве тренера.
— Еще одно ваше хобби — рисование. Когда последний раз брали кисть в руки?
— Сейчас удается уделять этому не так много времени. Бывает, приходит вдохновение, когда хочется что-то нарисовать, причем без разницы чем — кистью, карандашом или куском угля. Иногда знакомые просят написать их портрет. Но больше рисую для себя, для души.
— Если вспоминать игровую карьеру — у вас осталось чувство нереализованности?
— Не люблю о чем-то жалеть. Да, хотелось где-то выступить лучше, хотелось попасть на чемпионат мира. Я на него и попал, а вот сыграть не довелось. Но что было, то прошло. Сейчас у меня новые задачи, уже в роли наставника, и все мысли связаны с реализацией идей на новом месте.
— В 2006 году тогдашний тренер сборной Украины Олег Блохин включил вас в заявку на немецкий мундиаль. Сейчас, работая с Олегом Владимировичем вместе, вспоминаете тот период?
— Я прошел в отборочный цикл, но в «золотом матче» чемпионата страны против «Шахтера» получил тяжелую травму. Можете представить, в каком психологическом состоянии я после этого находился. Перед самой поездкой в Германию после контрольного поединка национальной команды на НСК «Олимпийский» я спустился к ребятам в раздевалку, и там сказал: «Федоров на чемпионат мира все же едет. Дайте ему форму, но без бутс». Разумеется, мне такое человеческое отношение очень помогло перенести болезненный удар судьбы.
«В детстве играл в нападении»
— В 90-х годах вас, Шовковского и Ващука называли закадычными друзьями. Когда в последний раз собирались вместе?
— С Владом Ващуком нас по жизни очень многое связывает. Плюс общаемся на футбольном поле, играем в зале ЦСКА. Сашу Шовковского до прихода в команду видел чуть реже. Зато сейчас у нас ежедневный контакт. Мы вместе переживали за Влада, когда он попал в тяжелую аварию, пытались помочь, чем могли. Сейчас его здоровью ничто не угрожает.
— А вы не задумывались о том, что и сами, подобно Шовковскому, могли бы играть до 39-40лет?
— В январе 2008-го в «Динамо» пришел Юрий Семин. Я бы мог составить конкуренцию сформированной им паре защитников Юссуф — Михалик, но мне помешали травмы. По сути, из-за них спустя полгода я и ушел из команды. Потом был период в «Черноморце», где еще одно повреждение повлияло на мое решение закончить карьеру.
— В период работы в «Динамо» Йожефа Сабо и Анатолия Демьяненко велась дискуссия насчет отказа от тактики с последним защитником. Вас проводившиеся перестановки сильно затронули?
— Думаю, мне стало намного легче. Персонально с нападающим играть сложно, нужно уметь предугадывать его действия, быть хорошо физически подготовленным, тщательно изучать его манеру. В игре же в линию каждый отвечает за свои зоны.
— В каком возрасте вы поняли, что персональная опека может стать вашим коньком на футбольном поле?
— В детстве я вообще-то играл в нападении. При персональных действиях нужно обладать терпением, выносливостью. Я не должен дать забить противнику — тогда моя задача считается выполненной.
— Не обидно было разменивать свои способности на нейтрализацию чужих достоинств?
— А я их и не разменивал. Это я рассказал про свои функции в защите. А ведь, помимо этого, я довольно неплохо играл головой. При розыгрыше стандартных положений часто подключался в атаку, забил немало мячей.
— Есть ли форвард, которого не удалось удержать и против которого хотелось бы сыграть матч-реванш?
— Мои оппоненты не так уж много забивали. Хотелось бы, если б это было возможно, переиграть какие-то курьезные моменты, когда непонятные и нелогичные мячи нам залетали после рикошетов. А в целом неудобных для меня нападающих не было. Хотя много поединков провел против Тьерри Анри.
Перед каждой такой игрой нужно было подготовиться очень хорошо в теоретическом плане, посмотреть три-четыре матча соперника. Когда составишь полное представление о противнике, подыскать к нему ключи становится в разы легче.
«Равнение на Пуйоля и Пике»
— Будучи ассистентом главного тренера «Динамо», вы уделяете много внимания работе с защитниками. Что с годами меняется в действиях представителей этого амплуа?
— Игроки обороны теперь лучше подготовлены технически, они уже лучше владеют первым пасом. Футбол становится динамичнее, от этого никуда не уйдешь. Повысилась концентрация, улучшилась игра головой, игра на опережение... Список можно продолжить. Важно, что все эти компоненты нужно развивать в комплексе.
— Пара динамовских центрбеков Хачериди — Драгович — не эталон надежности, не так ли?
— Каждый из них по-своему сильный исполнитель. Да, может, в каких-то поединках Жене и Александару порой не хватало сыгранности и взаимопонимания. Для пары центральных защитников это крайне важно. Они должны понимать и предвидеть действия друг друга, как раз этим мы сейчас и занимаемся на сборах. С нами также работают молодые игроки «Динамо-2» Ягодинскис и Рыжук. Посмотрим их в контрольных матчах, шанс обязательно будет предоставлен каждому.
— Часто тренеры ставят своим подопечным в пример лучшие образцы мирового футбола. Кого назовете вы?
— Пуйоля и Пике. Оба много лет выступают на стабильно высоком уровне, могут и отобрать, и забить. Равняться нужно на лучших, а эти ребята из «Барселоны» — хороший пример.
Олег РЫМАР, газета «КОМАНДА»