В каждом большом футбольном клубе имеются объекты, куда рядовым болельщикам и даже журналистам, как говорится, вход заказан. Таких мест немного, но постороннему туда ни за что не пройти.В каждом большом футбольном клубе имеются объекты, куда рядовым болельщикам и даже журналистам, как говорится, вход заказан. Таких мест немного, но постороннему туда ни за что не пройти.
Это, к примеру, лечебный кабинет, класс для теоретических занятий и клубный автобус. Тем не менее все же удалось проникнуть внутрь святая святых и пообщаться с водителем динамовского автобуса Виктором Старчей, который, заметим, каждую неделю ответственен за перевозку ни много ни мало 140 миллионов евро. Именно в такую сумму оцениваются игроки первой команды «Динамо».
Руководство ездит отдельно
Подготовка к выезду на матч для обоих динамовских водителей начинается задолго до посадки пассажиров. Как рассказал Виктор, им необходимо проверить техническое состояние транспорта, обеспечить температуру в салоне в зависимости от погоды, а также тщательно вымыть транспортное средство. Даже если на улице пасмурно, автобус должен быть чистым — таков клубный закон.
«Футболисты и персонал сходятся к автобусу примерно за два часа до отправления на матч, — говорит Виктор. — Игроки заходят в основном через заднюю дверь, тренеры — через переднюю. Это связано с рассадкой пассажиров. Дело в том, что первые ряды традиционно занимают главный тренер с помощниками, а дальше располагаются администраторы, врачи, массажисты. И только после четвертого-пятого ряда сидят основные действующие лица на поле — футболисты. Замечу, это правило существует не только в нашем клубе, но и во всех больших командах. Кстати, таких случаев, чтобы с нами на игру ехало высшее руководство клуба или сам президент клуба, я не припомню».
Команда выезжает на матч за полтора часа. Если это еврокубковый поединок, к автобусу прикрепляется машина ГАИ, а на игры чемпионата или Кубка страны едут без сопровождения. Маршрут у динамовцев не меняется уже многие десятилетия: база в Конча-Заспе — стадион «Динамо» или НСК «Олимпийский». Иногда команда преодолевает сотни километров по Украине на матчи с командами из тех городов, где нет аэропортов — Луцка, Сум и других. К примеру, на летний сбор в Ялту «Динамо» также порой ездит на автобусе. Но за рубеж на международные матчи автобус специально не перегоняют, хотя в некоторых клубах и существует подобная практика. Например, водители дортмундской «Боруссии» в прошлом году отмахали за баранкой свыше двух тысяч километров, перегоняя черно-желтый клубный автобус в Донецк, где немцы играли в 1/8 финала Лиги чемпионов с «Шахтером».
Ни одного ДТП за 24 года
Как говорит Виктор, за последние 24 года, которые он работает в «Динамо», аварий или поломок на маршруте ни разу не было. «Колеса не спускали и не пробивались, равно как и в ДТП, слава богу, не попадали. Правда, вспоминаю, как еще при Юрии Семине в 2011 году мы опоздали на матч с „Арсеналом“. На нашем пути ремонтировали дорогу, для движения осталась одна полоса, а машины ГАИ, чтобы провести нас без очереди, не было. В результате мы попали в пробку, из-за чего матч пришлось отложить на полчаса», — вспоминает шофер.
А однажды клубный транспорт пострадал из-за буйного нрава кировоградских фанатов, которые после выигранного их командой матча, видимо, в припадке радости забросали автобус... яблоками! Камнями же или бутылками стекла динамовского автобуса фанаты соперников ни разу не били.
Взаимоотношения с ГАИ у динамовских водителей сложились хорошие. «Не припомню, чтобы автоинспекторы пытались нас остановить. Хотя даже если и начнут сигнализировать жезлом, думаю, мы не остановимся. Пусть падают на хвост, а потом разберемся. Я же по собственной инициативе прерывать движение не стану, только если главный тренер даст указание», — говорит Виктор.
На игры едут в тишине
Поведение пассажиров во время езды, по словам Виктора, практически образцовое: «На матч едем в тишине. Никакой громкой музыки или веселья — команда концентрируется на предстоящем поединке. А вот после игры футболисты могут расслабиться. Одни открывают ноутбуки и планшеты, другие слушают музыку, иногда нас просят включить „Русское радио“ или „Шансон“. Иностранцы же, едва заняв места, включают телефоны. Причем, уж если начнет беседу, так всю дорогу и проговорит. Такого, чтобы тренер прямо в автобусе кого-то хвалил или критиковал, я ни разу не слышал. Очевидно, автобус не место для анализа игры».
Виктор припоминает, как во время движения сидящие в передней части автобуса тренеры и администраторы нередко комментируют события на дороге. «Они ведь все имеют машины, поэтому порой и не могут сдержать эмоции. Иногда, бывает, крепким словцом, скажем так, характеризуют других участников движения. Мол, куда едешь... нехороший человек или ах ты... хулиган, подрезал! При этом нам они советы не дают: все же у каждого из нас более двадцати лет стажа».
Как рассказал Виктор, за последние 25 лет «Динамо» сменило четыре автобуса: «Ивеко» был в 1989-1995 годах, «Мерседес» — в 1995-2001-м, затем непродолжительное время команда ездила на «Вольво», а в 2002-м пересела опять на «Мерседес». Доверяют их обслуживание и вождение Виктору и его напарнику Николаю Потопальскому.
Примечательно, что все динамовские автобусы обязательно проходят обряд освящения. Помимо традиционных иконок, над водительским сиденьем расположено изображение канонизированного адмирала Федора Ушакова.
Нынешнее поколение игроков равнодушно к картам
Карточные игры во все времена были в почете у футболистов «Динамо». В поездах, самолетах и гостиницах звезды футбола то и дело распечатывали колоду карт, а затем азартно шлепали ими по столу. В большинстве случаев игры шли на деньги. Когда на символические суммы, а когда и на вполне приличные, благо деньги у футболистов водятся.
Вряд ли столик в хвостовой части автобуса «Динамо» по задумке производителя предназначался для азартных игр. Но игроки, блиставшие в 1990-х, быстренько приспособили его для карточных баталий. «В карты часто играли в то время, когда за „Динамо“ выступали Шевченко и Ребров, — говорит Виктор Старча. — В последние годы даже не припомню, чтобы кто-то так же часто играл, как они. В основном музыку слушают, в телефонах играют, в ноутбуках...»