Где бы ни работал Виталий Кварцяный, он всегда возвращался домой в Луцк. Трудно сказать, как сложится его дальнейшая тренерская карьера, но пока он снова трудится на благо волынского футбола.Где бы ни работал Виталий Кварцяный, он всегда возвращался домой в Луцк. Трудно сказать, как сложится его дальнейшая тренерская карьера, но пока он снова трудится на благо волынского футбола.
Получается это сейчас у него или нет, «КОМАНДА» попыталась выяснить у наставника посредством эксклюзивного интервью.
— Виталий Владимирович, перед началом сезона в интервью «КОМАНДЕ» на вопрос, какие задачи ставятся перед «Волынью», вы ответили, что хотите прежде всего выглядеть достойно. Получается?
— Пока трудно дать однозначный ответ. Частично есть позитив, но присутствует и негатив. Отрицательным моментом является игра вратарей, от которых я не ожидал такой расхлябанности. В некоторых случаях нестабильно действовали защитники. А вообще к этому времени мы планировали быть в восьмерке. В крайнем случае, находиться на девятой позиции.
— Вернувшись минувшим летом в «Волынь», какой вы ее застали спустя полтора года?
— Анатолий Демьяненко оставил хорошую команду. Могу с уверенностью сказать, что с коллективом работал квалифицированный специалист. Однако, когда я пришел, было видно, что футболисты морально подавлены, поскольку пять месяцев не получали зарплату. Естественно, это сказывалось на качестве игры. Нужно было немного расшевелить команду. Думаю, мне это удалось, раз сохранили прописку в Премьер-лиге.
Однако в межсезонье нас ожидали большие перемены. Многие из ушедших могли бы остаться в команде. Жалею, что не удалось договориться с Максимом Старцевым. Это опытный вратарь. Он, я бы сказал, правильный игрок, который может организовать оборону, вовремя подсказать защитникам. При мне в прошлом чемпионате Старцев провел один матч в Ужгороде, и я почувствовал, что на последнем рубеже классный голкипер, но...
— Сейчас у вас много проблем?
— А как же без них. У команд, которые не претендуют на попадание в Лигу чемпионов, отсутствие какого-то ключевого исполнителя практически всегда сказывается на надежности, или же влияют другие факторы. Мы неплохо начали сезон в Киеве поединком с «Динамо» (1:1), потом обыграли «Таврию» (1:0), но уже в 3-м туре в Запорожье (0:3) нас привел в чувство господин Даньковский, удалив Симинина и назначив пенальти в наши ворота. Здесь ничего не запоешь и никому ничего не скажешь, поскольку бесполезно биться головой о стену.
После этого все было против «Волыни». В следующем туре удаление заработал Кинаш. Находясь в кадровом цейтноте, пришлось латать дыры не качеством, а количеством.
В межсезонье от нас ушло 14 футболистов, которые претендовали на место в основном составе. А вообще из старой заявки команду покинуло 35 игроков. И сейчас видно, что для «Волыни» был ударом уход из команды ключевых исполнителей.
— Вы брали в основном свободных агентов. На официальном сайте клуба даже было объявление с предложением трудоустройства футболистов. Кто выступил с такой инициативой?
— Я. Мне казалось, что в Украине где-то есть самородки. Селекционная группа и сейчас смотрит аматоров. Иногда я сам отправляюсь на матчи низших дивизионов.
— И как успехи?
— Звонков и предложений о просмотре того или иного игрока много, но мы не можем всех разместить. У нас работала специальная команда, которая собирала информацию обо всех претендентах. Впрочем, когда ставишь перед ними наивысшие требования, все отпадает. Ребята в возрасте 22-24-х лет имеют большое желание играть в футбол, но если нет мастерства, ничего не поделаешь. Многие тренеры, те же Мирча Луческу, Мирон Маркевич, прекрасно знают, что некогда с напильником и наждачной бумагой оттачивать мастерство футболиста. Когда нет таланта, очень трудно создать личность игрока. Найти классного исполнителя среди аматоров практически невозможно.
— С возвращением в «Волынь» вышла ваша автобиографическая книга. Это подведение итогов?
— В начале издания написано, что я не готовился ее писать, все вышло спонтанно. Возможно, меня вдохновило то, что к 60-летию Мирона Маркевича вышла его книга, то же делали Семен Альтман, Леонид Буряк...
Жизнь в футболе столкнула меня с такими ситуациями, что написание книги стало неизбежностью. За свою карьеру, может, я много наговорил нехорошего, и в данной книге одним из приоритетов была возможность сказать, что все мы нормальные люди, но наши действия в момент возбуждения являются неадекватными. Главное, что я никогда не лгал. Я просил прощения у футболистов, о которых, может, забыл, поскольку пришлось очень сильно напрягаться, ведь я не вел никаких записей, все было на воспоминаниях. Я вспомнил свою жизнь в футболе, начиная с выступления за коллективы физкультуры и заканчивая сегодняшним днем.
— Многие друзья и коллеги прочитали ваше произведение?
— Я не интересовался. Но у нас в клубе работают менеджеры, которые отправляли книги в Сербию, Польшу, Россию, Молдавию, страны Прибалтики. Мне очень приятно, что там будут знать о «Волыни».
— В этой книге вы немало внимания уделили Василию Сачко, как серьезному и требовательному человеку. Как сейчас оцените его работу на посту наставника?
— Мне неизвестно, какие методы работы он применяет в своей деятельности, но пока у него хорошо получается.
— Он, кстати, на первых порах с вами консультировался?
— Нет. А зачем? Под моим руководством Сачко отыграл пять с половиной лет, поэтому знает все хорошее и плохое. Многому он научился и в Полтаве.
— Раз мы затронули тему чемпионата, то хотелось бы спросить, кто вас на старте сезона удивил?
— С положительной стороны, конечно, «Черноморец». Не будем говорить, что одесситы показывают зрелищный футбол, но в большинстве случаев качество их действий приносит закономерный результат. У них просматривается серьезная тактическая сыгранность, умение из минимума выжать максимум, сохранить победный счет и так далее.
— «Металлист» может стать чемпионом?
— При серьезном подходе к организации футбольного хозяйства это вполне реально. У команды поставлена игра, что уже очень много значит.
— А у «Динамо» есть шансы побороться за первое место?
— Киевляне показывают неплохой футбол, но пока нет результата. У команды присутствует какая-то неуверенность, особенно в плане реализации. Все пишут, что «Динамо» сейчас не то, но я не согласен с таким мнением. Вскоре победы придут, я в этом не сомневаюсь.
— В нынешнем чемпионате у тренеров по-прежнему много нареканий на судейство, и вы не исключение...
— Я на эту тему вообще не хочу говорить, особенно после того, что Даньковский сделал с «Волынью» в Запорожье, а ведь ему и дальше позволяют судить. Понимаю, что к хозяевам должна быть симпатия, но ломать игру и работу тренера... Поэтому тема судейства для меня умерла.
Наверное, нужно работать так, как это делают некоторые наши ведущие клубы, кроме «Днепра», который уже давно мог быть чемпионом, но ему этого не позволяют сделать. У Хуанде Рамоса хорошая команда, показывающая классный футбол, но она не нравится судьям.
В одно время кто-то был монополистом. Другие клубы очень щедрые, поэтому у середняков нет против них контраргументов. Мы все время будем просто участниками чемпионата, пока не отнесемся к судьям так, как они хотят. Я многого не хочу говорить, ведь все в этих вопросах сводится к понятию дебет-кредит.
— Вы поедете на встречу с Коллиной?
— А зачем? Я уже дважды был на таком мероприятии, и вы думаете, что-то изменилось? Если данную встречу приурочат к какому-то матчу или к какому-то празднику, то, возможно, и поеду, в противном случае вряд ли.
— А вы задавали куратору судейского корпуса наболевшие вопросы?
— Задавал, но там так долго переводят, что если зададут вопросы все тренеры, то эта конференция будет длиться не меньше суток.
— Европейские арбитры тоже частенько ошибаются, как, к примеру, в поединке Украина — Англия.
— Давайте уже закроем тему судейства. Это все равно, что в Министерстве образования. Почему родители дают деньги в школу, где учатся их дети? Оказывается, они занимаются благотворительностью. Покупаются кирпичи, окна, обои, но учеба ведь у нас бесплатная. В таком русле движется и наше судейство...
— Хорошо. Каковы, на ваш взгляд, шансы сборной Украины попасть на чемпионат мира в Бразилию с первого места?
— Довольно неплохие. Нужно всего лишь обыграть дома Польшу и в гостях Сан-Марино, а англичанам оступиться в поединке с теми же поляками или Черногорией.
— Вы в это верите?
— Почему нет? Хотя если англичане будут слишком гостеприимными (улыбается), то могут не оступиться...
— На старте турнира вы тоже были таким оптимистом в отношении выступления нашей сборной?
— Я всегда переживал, переживаю и буду переживать за сборную Украины, поэтому вперед смотрю только с оптимизмом. Если наша команда пробьется на мундиаль, то, естественно, отечественный футбол получит высокую оценку в мировом масштабе.
— Вы как человек, знающий Михаила Фоменко, скажите: за счет чего ему удалось — не знаю — так сплотить, организовать, настроить команду, что она поднялась по турнирной лестнице в этом отборе?
— У Михаила Ивановича есть характер. Он обладал им и в бытность футболистом, и на тренерском поприще. Он знает, как достучаться до игроков. Кого ставить на поединок, Фоменко определяет не только по тестам, но и по глазам, по настроению исполнителя, у этого специалиста хорошая интуиция и колоссальный опыт.
— Кого из тренеров вы считаете эталоном?
— Алекса Фергюсона. Его работой я восхищался еще 20 лет назад. Само собой, на ведущих ролях Валерий Лобановский, который на постсоветском пространстве был одним из лучших специалистов. Не могу не отметить и Константина Бескова, со своим «Спартаком» он всегда показывал логичный футбол.
— У каждого наставника своя манера поведения во время матча. Вы практически всегда на ногах. Что нужно сделать, чтобы Кварцяный 90 минут просидел на скамейке?
— Даже не знаю. Пока, наверное, не пришел такой период. Наверное, у меня внутренняя неуравновешенность. Бывает, когда сажусь, говорю сам себе, что вставать не буду, однако проходит минута, и я уже у бровки. Хочется подсказать, хотя понимаю, что не всем футболистам это нравится.
— От супруги на орехи достается, что тем самым вы гробите свое здоровье?
— Иногда, хотя она понимает, что меня уже вряд ли можно исправить.
— Кстати, вас очень редко можно увидеть улыбающимся. Почему?
— Когда «Волынь» выигрывает и мне после матча задают нормальные вопросы, я отвечаю с улыбкой. Другое дело, что команда не так часто, как того хотелось бы, побеждает (улыбается)...
— А кто вас может развеселить в жизни?
— У меня сын может пройтись по горбылям. С женой говорим на разные темы. А вообще я люблю смотреть советские комедии с участием популярных актеров Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина.
— Работа тренера отнимает немало здоровья. Как быстро после матча вам удается переключиться на житейские проблемы?
— Может поддержать жена или позвонить сын, а еще меня успокаивают детективные фильмы.
Сергей ДЕМЬЯНЧУК, «КОМАНДА»