Мы уже сообщали о съемочной бригаде бразильского телеканала Globo, которая в декабре побывала в Донецке, чтобы подготовить фильм о «Шахтере». Одним из главных героев ленты стал ассистент главного тренера Антонио Заго. Естественно, в эфир вышли только самые яркие моменты этого интервью. Мы же предлагаем вам полную версию.Мы уже сообщали о съемочной бригаде бразильского телеканала Globo, которая в декабре побывала в Донецке, чтобы подготовить фильм о «Шахтере». Одним из главных героев ленты стал ассистент главного тренера Антонио Заго. Естественно, в эфир вышли только самые яркие моменты этого интервью. Мы же предлагаем вам полную версию.
– Заго, как вы думаете, рассматривает ли президент «Шахтера» бразильских игроков как хорошие инвестиции? То есть покупает, а потом продает намного дороже. Например, Фернандиньо, Виллиан. Или ему просто нравится бразильский футбол?
– И то и другое. Если говорить о деньгах, не думаю, что наш президент очень в них нуждается. Но в последние годы он не ошибается в своем выборе. Я не помню точных цифр, но вот как было с Виллианом: он его купил за 19 миллионов долларов, а продал за 35 миллионов евро. Такая же история была с Фернандиньо: его купили за 8 миллионов евро, а продали за 40. Я думаю, что игроки растут в «Шахтере» также благодаря тренеру, который умеет работать с бразильцами. Он пытается изучить глубже бразильскую культуру, чтобы еще больше сблизиться с футболистами. И поэтому у него все получается.
– Правда, что он говорит на португальском?
– Да, Мистер знает португальский на 80–90%. Иногда, правда, вставляет испанские, итальянские слова. Чаще всего во время тренировок он говорит на португальском. И это помогает ребятам чувствовать себя как дома.
– То есть это его приоритет – говорить на португальском?
– Да, это его приоритет – говорить на португальском и иметь в наличии бразильских игроков. Как я и говорил, все идет своим ходом, все получается, команда растет за последнее время. Я думаю, для бразильских игроков это большой шанс, ведь после «Шахтера» для них открываются многие двери.
– Сколько сегодня бразильцев играет в основном составе?
– Футболка гарантирована для Дугласа, Тейшейры, Адриано, Бернарда и Тайсона. Также и Фернандо, который один матч проводит и следующий пропускает. Он еще проходит период адаптации, как и другие новички, прибывшие в «Шахтер». К примеру, все тот же Бернард. Он вначале тоже не очень стабильно играл, а сейчас с каждым матчем улучшает свои показатели.
– Значит, гарантированно 5–6 мест для бразильцев?
– Да. В старте часто появляются Адриано, Тейшейра, Дуглас, Бернард и Тайсон.
– Тяжело бразильцу адаптироваться здесь из-за холода, языка?
– Я считаю, что наибольший страх для любого бразильца, который приезжает в Украину, – не быть замеченным. Но «Шахтер», по моему мнению, та команда, в которой тебя обязательно увидят, потому что каждый год клуб участвует в Лиге чемпионов, и за последние 10 лет «Шахтер» 7 раз становился чемпионом. Хорошие бразильские игроки здесь очень заметны. Конечно, у них возникают проблемы из-за холода, языка, плюс еще и город незнакомый.
– Бразильские футболисты недовольны тем, что им приходится играть при минус трех градусах?
– Как вам сказать… Когда ты играешь, адреналин зашкаливает и ты не чувствуешь никакого холода. Но, наверное, тяжелее на тренировках – на заснеженных полях. Например, у нас на базе есть озеро – оно только-только замерзло. А в прошлом году в это время все было уже под толстым слоем снега. Именно поэтому адаптация для новичков, которые прибыли в этом году, прошла намного легче.
– Тот факт, что в команде много бразильцев, облегчает период адаптации их соотечественникам?
– Помогает, конечно. Кстати, в Донецке есть бразильцы, которые живут здесь несколько лет. В городе даже сформировалась бразильская диаспора. В «Донбасс Паласе» в последний четверг каждого месяца проходит собрание иностранцев. И там можно встретить бразильцев, которые не имеют ничего общего с футболом. Поэтому я не думаю, что наши новички испытывают дефицит общения.
– Итак, можно сказать, что португальский – это второй язык «Шахтера»?
– Я бы сказал – первый. Смотрите: и тренер говорит на нем, и тренер по физической подготовке. У нас 11 бразильских игроков, хорват Дарио Срна учит португальский. Так что первый язык, без сомнения, именно португальский.
– Не пугает инфраструктура «Шахтера»?
– Есть клубы в Европе, такие как мадридский «Реал», «Манчестер», которые могут сравниться по структуре с «Шахтером». От того, насколько тут хорошо, иногда даже не верится, что ты здесь. Всегда есть что делать, причем в очень комфортных условиях. Например, здесь есть кухня, которая работает 24 часа в сутки. А наша тренировочная база – как пятизвездочная гостиница. Я не думаю, что в Бразилии есть клуб с такой же инфраструктурой.
– Что вы думаете о президенте клуба? Как он к вам относится, серьезный ли он?
– Он серьезный, когда это необходимо. Всегда за день до игры в Лиге чемпионов он приезжает на тренировку, говорит напутственные слова. Это простой и спокойный человек, который влюблен в футбол и который старается вывести «Шахтер» в финал Лиги чемпионов. За последние годы Донецк эволюционировал благодаря ему. Президент сам из Донецка, и он сумел прославить этот город благодаря футболу.
– То есть футбол – это сердце Донецка?
– Да, конечно. Люди здесь дышат футболом. Во время игр стадион всегда забит.
– В денежном плане президент умеет сделать футболиста счастливым?
– Да. Есть премиальные. Удобно, что зарплату выдают в два этапа. В Бразилии такого не бывает. В «Шахтере» все делают правильно и вовремя. А мы, со своей стороны, должны выполнять свою работу.